Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
ФутболРПЛ
1 мая 2023, Понедельник, 07:00

«Военные на каждом перекрестке, все с автоматами». Кавказ, Крым, работа на стройке: интервью с футболистом «Факела»

shutterstock.com / fakelfc.ru
Поделиться
Комментарии
Поговорили с Андреем Менделем.

Андрей Мендель — один из тех, кто на выходных вместе с «Факелом» испортил «Динамо» юбилей: опорник заменил дисквалифицированного Квеквескири. Это первое появление опорника в старте в 2023-м — а ведь год назад он выводил воронежцев в Премьер-лигу и, как говорили, пользовался спросом на рынке и чуть не ушел в «Рубин».

В «Факел» Мендель перешел из «Волгаря», до того изъездил русский юг, а заявил себе в «Химках» у Андрея Талалаева — тех, что начинали свой путь в РПЛ. Александр Муйжнек встретился с Менделем и расспросил о пути из станицы и путешествиях по низшим лигам, жесткой манере игры (Андрей был в топе Первой лиги по желтым карточкам) и адреналине в Воронеже.

vk.com/pfcfakel

Немецкая фамилия, сигареты после школы, носил кирпичи и ведра с цементом

— Ты выяснял историю своей фамилии?

— У родителей есть дома книжка об этом. Я начал читать, но она такая нудная. Там написано, что фамилия немецко-австрийская, идет от села — правда, названия его не помню, возле Австрии.

Меня все спрашивают: «Ты еврей? Еврейские корни есть?» Может, когда-то и узнаю.

— Ты жил в станице?

— Да, в Марьянской, а родился в Краснодаре. Детство — обычное сельское. У нас был скотный двор, я там помогал. И сейчас езжу в Марьянскую в отпуск.

shutterstock.com

На каком поле играл в детстве?

— Ни на каком. На дороге ставили рюкзаки, кирпичи, палки какие-то — и все, вот ворота. Рядом поле было — обычное, но не пригодное для футбола. Со временем мы его выровняли лопатами, а ворота сделали из веток деревьев (конечно, поровнее выбирали), разметку сделали. И ходили тремя улицами туда играть.

— Тебе в детстве предлагали курить?

— Как-то шли с одноклассниками домой и на остановке нашли пачку сигарет. Все стали затягиваться. Нас увидел один учитель и все рассказал классному руководителю. На следующий день нам написали в дневниках: «Курил на остановке».

— С тех пор не курил?

— Еще до этого как-то пробовал, но после — нет. За счет воспитания избежал неправильного пути, по которому пошли многие пацаны с Марьянской. Но мне было неинтересно то, что выбирали они.

@andreymendel

— Ты подрабатывал на стройке. Где именно?

— Все там же, в станице. Друзья спрашивали: не хочешь пойти подработать? А я уже тогда думал помогать родителям. Кирпичи перекладывал, таскал. На завод отец брал с собой, я там работал.

Один раз меня кто-то из знакомых увидел, что носил ведра с цементом. Рассказали родителям, те за это ругали: считали, плохо, что тяжести поднимаю.

— Сколько получал за эту работу?

— За смену — тысячи полторы. Что-то себе оставлял, что-то в дом.

— Как ты влюбился в «Милан» после финала Лиги чемпионов-2005?

— Интересно, что я как раз болел за «Ливерпуль» — ладно, симпатизировал — когда по общедоступному ТВ показывать АПЛ. А тут мне так жалко стало «Милан»! После стамбульского финала и за «Ливерпуль» порадовался немного, но болельщиком стал миланским, переключился на них.

— В «Милане» ты выделял Боатенга. Почему его?

— Просто нравилась его игра. Что ни гол у Принса, то красота. Не у каждого любимый игрок с его позиции. Как разрушитель сейчас в центре поля лучший Каземиро, как созидатель — Кроос.

Getty Images

Чуть не сходил на любимый «Милан» на «Камп Ноу», играл в команде из поселка на 700 жителей, занимал деньги в Армавире

— Из станицы тебя взяла «Кубань». Ты хотел попасть в «Краснодар»?

— Хотелось его побеждать: с «Краснодаром» было главное соперничество. Когда выступал за Марьянскую, ездил играть на базу «Четук». По «Краснодару» тогда помню Комличенко, Черова — с Васей я сейчас в «Факеле».

— Почему ты не задержался в «Кубани»?

— Я ездил на выпускной турнир со старшим 1994 годом. А на следующий год со своим возрастом поехал, но мы не вышли из группы . Перед этим мы должны были поехать на турнир в Европу. Был выбор — в Римини или в Барселону.

— Это команда выбирала?

— У игроков спрашивали мнение. Все болели за «Барселону» и выбрали ее — я один был за «Милан». С ним бы в Римини не сыграли, но с «Торино», «Наполи», «Шахтером» могли. Я, правда, все равно лечился и в Каталонию смотался туристом.

— Ходили на «Камп Ноу»?

— Только на экскурсию. А могли и на футбол — причем на «Милан» в Лиге чемпионов. Но из-за дождя на вечер наш матч перенесли. На «Барсу» в итоге пошел главный тренер. Я бы тоже мог, травмирован же был — но сказали с командой быть.

Getty Images

— Тогда же еще Пато круто забил.

— 2:2 закончили. Я досматривал по телевизору. Тогда для меня сходить на «Камп Ноу» было бы просто вау.

Так что с «Кубанью» не вышло?

— Меня хотели подписывать в дубль, но в последний момент сорвалось. Уже форма для меня готова, а мне ничего не объясняют и подписали другого футболиста.

— Взяли игрока на твою позицию?

Взяли, но не на мою. Я на год вернулся в СДЮШОР № 5, а потом поехал во Вторую лигу, в «Биолог».

— Каково там было?

— Маленький поселок Прогресс, жителей — 700–800. Если что, в моей станице было 20 тысяч. А тут за 25-30 минут можно все обойти. Но мне было без разницы, лишь бы играть. Хотя под конец сезона от безделья тяжеловато стало.

В «Биологе» я одиннадцать матчей провел справа в защите, это была вообще не моя позиция. Но играть-то хотелось.

Кем играл до «Биолога»?

— Под нападающим, как свободный художник. Потом в Армавире меня почему-то поставили правым полузащитником, и в итоге у них я опорником стал.

@andreymendel

— Как возник вариант с армавирским «Торпедо» (сейчас клуб называется «Армавир». — Sport24)?

— Генеральным директором там работал человек, звавший меня раньше в интернат «Кубани». Мы с «Торпедо» вышли в Первую лигу, но нам дали понять: команды вообще не будет. Сначала были сомнения, а потом все-таки сказали «нет», начали создавать «Кубань-2», нас всех — туда.

И вдруг за два-три дня до старта сезона сказали: «Армавир» будет. Уже с новым владельцем [Олегом Мкртчаном] и Карпиным.

РИА Новости

— Ты с Карпиным пересекся?

— У меня уже кончился контракт. Оставили только двоих из старой команды — новую создали за пару дней.

— Каково было в Армавире до смены владельца?

— Целый год с перерывами не платили. Отдавали частями, потом пауза на полгода, потом опять. Мы в итоге подавали в Палату, и спустя еще время вернули. Все это время было тяжеловато, но на базе кормили. И ладно я, 19-летний — были же взрослые, с детьми.

@andreymendel

— Ты деньги занимал?

— Многие занимали у генерального директора. Он давал до зарплаты.

Некомфортные поездки в Крым, Дагестан и Ингушетию, забеги по лестнице перед матчем в «Афипсе»

— С «Торпедо» и «Биологом» во Второй лиге ты ездил в Крым. Как тебе?

— Помню, как было не очень комфортно. Однажды на обратном пути из Керчи из-за плохой погоды закрыли паром. Сказали ждать сутки минимум. Кто-то договорился с рыбацким паромом, и на нем, как-то уместившись, уплыли. Дальше нас забрала небольшая «Газель». В сумме добирались больше суток.

shutterstock.com

— Не страшно было ездить в Симферополь и Ялту в 2014-м?

— Ялта понравилась, очень красивый город. Главные дороги, конечно, были убиты. Прям вообще убиты, очень плохие. А в целом-то нормально. Симферополь — город как город, вот Ялта поинтереснее.

Но, конечно, гостиницы крымские были не особо хорошие.

— Самый дальний выезд по югу России?

— Из Новороссийска в Астрахань, часов шестнадцать. А самый памятный — Дагестан. Автобус маленький был, все сидели как в консервной банке.

— ПАЗик?

— «Хайгер». Вообще неудобно. Представь, вот в таком положении, [прижав высоко колени], 12 часов. Хотя ко всему привыкаешь, я пять–шесть лет покатался.

— Матчи хотя бы на следующий день после таких поездок?

— Конечно. Хотя был у нас один раз выезд на кубковую игру в Новороссийск. Там почему-то думали, что мы быстро приедем — а мы добрались до стадиона только за десять минут до разминки. Нам говорят: «Давайте быстрее переодевайтесь, не растирайтесь». Проиграли мы при этом только в дополнительное время.

— Что хуже — полдня на автобусе или на самолете на Дальний Восток?

— Да что так, что так. Помню, кстати, только перешел в «Химки», и первый же выезд — во Владивосток. Потом я еще трижды летал в Хабаровск, нормально.

— Где на Кавказе чувствовали себя некомфортно?

— В Ингушетии. Представь, видишь военных на каждом перекрестке, все с автоматами. Нас даже полиция сопровождала — как только въехали в город и до гостиницы, оттуда до стадиона, и потом до границы города.

— Илья Стефанович рассказал мне про тренера «Афипса» Петренко, который готовил команду как спецназ. Тебе с ним нравилось?

@andreymendel

— К каждому тренеру можно приспособиться. В Армавире, когда я впервые попал к Петренко, команда была повзрослее. В «Афипсе» с молодыми ребятами — да, пожестче: и штанга, и кроссы, и забеги в горку. На горку ездили в станицу Смоленскую, недалеко от Афипского.

— Такие нагрузки же опасны для здоровья.

— Видимо, они этого не понимали. Приходилось принимать это. Хотя партнеры постарше говорили: «Вы чего? Сбавьте». Не сбавляли.

— Опиши тренировочный день.

Утренняя тренировка начиналась с пробежки по кругу. Десять кругов по полторы минуты круг. Кто-то бегал с мячами. Один человек всегда обгонял нас на круг, причем с мячом. Правда, уже закончил из-за проблем с сердцем, вроде.

Еще помню игры «один в один». Куда оппонент побежал, туда и ты. А один раз на матч у нас вышли девять защитников.

Это как вообще?

— Вот кто-то из защитников нападающего играл. Я — последнего защитника.

Помню еще разминки перед игрой: бегали наверх на трибуну, по лестнице. Где бы ни играли. Иногда и в гостинице находили семь ступенек и прыгали.

— Был какой-то эффект?

— Ну, всех перебегали. Первое место в зоне «Юг» с «Армавиром», второе — в «Афипсе» два раза.

«Химки» и Талалаев, который переходил грань, менял в первом тайме и пихал за ошибки. А еще о том, чем Мендель не угодил Юрану

@andreymendel

— Как тебя заметил Талалаев?

— Я как раз попал на просмотре в «Химки», когда меня вызвали в РФС (на разговор о договорном матче «Чайки» с «Черноморцем», за который тогда играл Мендель; фрагмент на эту тему не вошел в итоговую версию интервью. — Sport24). Говорят, что надо в 11 приехать — а мне тесты сдавать. Подхожу к Талалаеву, он сказал эти тесты пройти, а потом ехать. Но там и так все с полиграфом задержалось, засиделись там.

— Ты второй в прошлом сезоне Первой лиги по желтом карточкам, в позапрошлом больше тебя их получили только двое. Когда сформировался стильно такой игры?

— Наверное, как раз в «Химках». У «Химок» в целом был такой стиль.

— При этом у тебя ни одной красной. Как ты эту грань выдерживал?

— Понятно, что, когда желтую получаешь, аккуратнее будешь играть. Но я старался в пределах правил эту жесткость держать, даже при желтой.

— Но дисквалификации же были?

— Две за первый год.

Команда при Талалаеве находится в постоянном стрессе. Тебе было комфортно в такой среде?

— Какое-то время да. В целом это же помогало. Но иногда и бесило — когда Андрей Викторович уже начинает на всех гнать. Переходил границу. Допустим, команда не выполняет установку на игру, и он повышает голос.

fckhimki.ru

А люди же разные. На кого-то не надо орать, а кто-то от крика играет лучше. Ничего, как-то попривыкли. Я-то стрессоустойчивый, мне нормально.

— Как это выглядит: промахивается нападающий, и Талалаев начинает орать?

— Это каждый тренер начинает. Но не так, как Андрей Викторович.

— Игрокам нормально, когда тренер публично прикладывает их в интервью?

— Он сначала говорил это в раздевалке, а потом уже на интервью. Это ведь не сразу после матча.

— При этом как тренер Талалаев все еще недооценен, на мой взгляд. На тренировках он водил за руку игроков, как Бердыев?

— Да, объяснял, если не понимал футболист. Прям ставил на конкретную позицию и втолковывал, как ее держать по ходу игры, куда смещаться. Если не понял, то тогда он меняет человека, выпускает того, кто понимает.

fckhimki.ru

— Талалаев менял тебя в первом тайме?

Конечно. После получаса с «Текстильщиком». Я на 5-й минуте получил первую желтую, и, видимо, начал еще разговаривать. Правильно, что ушел: мог команду подвести.

— Тебя взяли в «Химки» вместо Ланина, который ушел в «Енисей». В матче с ними ты особенно хотел победить?

— Я же и забил тогда. Андрей Викторович нам говорил: «В касание не бейте». В одно, в принципе, тоже можно было, просто вероятность попасть меньше. Главное — бить. Тогда с «Енисеем» я вдруг подумал: «Ударю. Этого же тренер требует». И вот попал. Я не так много забиваю, но забиваю (смеется).

fckhimki.ru

— Талалаев велел тебе играть с кем-то пожестче в центре поля?

— Однажды играли с «Чертаново», и Лантратову нос сломали. Талалаев сразу сказал действовать жестче против того, кто это сделал. И тот игрок сразу мне улыбнулся — слышал, мы ведь рядом стояли. Сразу все понял.

— Кухарчук рассказывал мне, как прятался от Талалаева в туалете. Тебе прилетало?

Вот как раз с «Текстильщиком» выслушал в раздевалке. Или с «Торпедо». Должны были персонально разбирать соперников, я — с Божиным, моим нынешним одноклубником. Я спросил у капитана: «Что, по игрокам встаем?» Он мне: «Нет, давай в линию». И нам забил Божин. Мне досталось, и опять заменили. Хорошо не оштрафовали (смеется)! За ошибки ведь и штрафы бывали.

Я считал, что за полтора года перед подъемом в РПЛ у «Химок» 15 раз менялись задачи и планы на будущее. Помнишь, как вам объявили о смене развития зимой 2020-го?

— Нам это не объявляли, сами прочитали в интернете. Видимо, Талалаев в этот вектор не вписывался, раз ушел — но я совсем не понял, что тогда произошло.

— Чем ты не угодил Юрану?

fckhimki.ru

— Не знаю, мы не общались. Я ездил на сборы, но за два дня до закрытия трансферного окна мне сказали: «Ищи команду». Так я поехал в «Волгарь».

— Как ты прожил эти два дня?

— На телефоне. Был вариант с казахским «Каспием», но я не решился: не лучший вариант. А в Астрахани была задача выйти в Первую лигу. Оттуда мне сами позвонили, будто сами откуда-то узнали.

— Я слышал, что тебе не нравился подход Юрана — гораздо менее тщательный, чем у Талалаева. Поэтому он убрал часть игроков, в том числе тебя. Что скажешь об этом?

— У меня была другая ситуация. Кто-то из ребят да, был недоволен. Многие могли уйти — Лантратов, Тихий — но потом начали играть при Юране, несмотря на недовольство.

@andreymendel

— Мог бы и подождать.

— Может, и надо было, возникали такие мысли. Но я вообще не жалею, что ушел. Да, вышел бы в Премьер-лигу пораньше. Но, значит, так надо. А в Астрахани мне классно было.

Адреналин в Воронеже, газон стадиона не хуже, чем у ЦСКА и «Спартака», почему «Факел» останется

vk.com/pfcfakel

— В 2021-м ты перешел оттуда в «Факел». Где-то видел такую поддержку трибун, как в Воронеже?

— Нет. Это сразу всплеск адреналина. Кайф! Каждому футболисту в удовольствие играть при такой аудитории. Силы появляются, когда даже заканчиваются, точнее, даже не заканчиваются.

В том, как болеют за «Факел», убедился еще в Первой лиге. И интересно, что согласие на переход сюда дал незадолго до выезда с «Волгарем» в Воронеж. Уже тогда думал: круто!

Болельщики тут провожают игроков до дома. Тебя везде узнают?

На улицах, в торговых центрах. Перед ЦСКА стоял в ТЦ с семьей, кто-то просто так подошел: «Не буду вас отвлекать, удачи вам». И так постоянно

Болельщики еще и внесли огромный вклад в выход «Факела» в РПЛ.

fakelfc.ru

Он случился только в последнем туре. Что это были за эмоции?

— У нас на скамейке в Калининграде вели свою текстовую трансляцию: «Волгарь» сравнял с «Оренбургом». Выходим! Давайте, терпите!» В конце я заменился, месяц играл с травмой, на уколах. А в последнем туре реально уже не мог. Попросил телефон, чтобы показали. Вижу: мы на втором месте — а у меня в голове такая каша, это вообще. Ну а когда дали свисток…

— Что было в раздевалке?

— Шумели, танцевали! Никого из команды в РПЛ не было. Ну почти — кроме, может, Брызгалова. Серега топ-игрок, помогал своим опытом на поле.

— Помнишь первые впечатления от РПЛ?

— Другие скорости: мышления, действий. Мы еще не были к этому готовы, тяжело вкатывались. В первых трех турах еще нормально, а вот с ЦСКА я ощутил, что такое РПЛ. Они нас удивили тем, как быстро играли — мы оказались не готовы. Во втором тайме сравняли и смели нас. Я вышел в перерыве и был в шоке от скоростей.

А вот в Воронеже ЦСКА только в первом тайме был такой, потом мы привыкли.

— Какое у тебя отношение к Fan ID? В Воронеже, кажется, будут аншлаги и при более жестких ограничениях.

У нас вот ходят, да. Почему другим так же нельзя? На «Зенит» ходит 25 тысяч — понятно, меньше половины вместимости, но все равно.

Я не против Fan ID. Это выбор болельщиков, и все.

fakelfc.ru

— Скольким из этих 25 тысяч людей раздали билеты бесплатно?

— Но у них же есть Fan ID. Так в чем проблема? Будь я болельщиком, сделал бы Fan ID и ходил бы.

— ЦСКА жаловался на газон «Центрального стадиона профсоюза» — рыхлый, мягкий.

— Ну, мягкий. Но мы тренируемся на другом поле.

— Играете же на этом.

— Да, но все выходят и играют на одном поле. Плюс у московских команд тоже были плохие газоны.

— Где?

— У «Спартака». И у ЦСКА был песок. Так что о поле «Факела» можно ничего не говорить. Наше поле еще поинтереснее многих.

@andreymendel

— 2023 год ты начинал запасным. Что случилось?

— Решение принимает главный тренер, он отвечает за результат. Мое дело — тренироваться, ждать свой шанс (интервью состоялось до матча «Факела» с «Динамо», который Мендель провел полностью, и до увольнения Пятибратова. — Sport24).

— За счет чего команда может остаться в РПЛ? Какие ресурсы для этого есть?

— Нам в домашних матчах надо по максимуму набирать очки. Понятно, что на выезде играем скромно — но дома надо побеждать, разрыв не такой большой. Надеюсь, сохраним место в РПЛ.

vk.com/pfcfakel

***

— Твой лучший партнер по центру поля?

Наверное, Трошечкин. Благодаря пониманию игры — чувствовалось, что высокое.

— Кто лучший опорник России?

— Андрей Мендель, буду скромен (смеется). Ну вообще Барриос из легионеров. Как разрушитель хорош.

fc-zenit.ru

— У тебя были еще варианты за границей кроме Казахстана?

— Нет. У меня все впереди. В Европу я бы хотел — в любую.

— Никитин из «Химок» поехал в Боснию. Ты бы поехал?

— В Боснию нет. Турция, Греция — да, даже не в топ-клуб. Сейчас сложно уехать, центральная Европа закрыта для русских. Но мечта с детства есть. А если не попробовать, будешь сам себя винить.

ФК «Факел»

— В РПЛ все больше игроков из низших или вообще любительских лиг, про которых никто не знал. Это говорит об общем падении уровня футбола?

— В Первой лиге футбол точно есть. Во Второй понятно, что денег нет, но хорошие футболисты тоже играют. Просто шанса почему-то не дают. Вот и я: задержался во Второй лиге на шесть лет.

— Пересидел?

— Пересидел, да. Был бы шанс оттуда уехать пораньше… Ладно уже я, но этого шанса заслуживают многие.

ФК Факел
ФК Милан
ФК Черноморец Новороссийск
ФК Химки
ФК Волгарь
ФК Кубань
ФК Армавир
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0