Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Футбол
21 марта 2023, Вторник, 15:10

Предательство легенды СССР или трагическая случайность? Скандальный матч стоил футболисту жизни

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Судьба Виктора Аничкина.

Легендарный Константин Бесков вошел в историю в первую очередь благодаря работе в московском «Спартаке», но продуктивно трудился создатель того самого фирменного стиля красно-белых и во многих других командах СССР. Бесков не без результатов тренировал ЦСКА, «Торпедо», «Динамо», «Локомотив» и, конечно, советскую сборную. И точно так же, как произошло в свое время в «Спартаке», из других клубов Бескова зачастую провожали по-настоящему некрасиво.

С ним вообще подобное, увы, происходило слишком часто.

Например, в середине 60-х тренер заехал в тогда еще аутсайдерский «Локомотив»: задумал революцию и омоложение состава, вследствие чего не проработал и года. В середине чемпионата против Бескова взбунтовались ветераны команды, переставшие получать то игровое время, которое они, как считали сами, заслуживали. В «Торпедо» также произошло нечто подобное. Из сборной СССР Бескова вообще смещали в результате лоббирования Лобановского.

Не слишком красиво у Бескова складывалось и в московском «Динамо» — пусть главный скандал на этом отрезке карьеры и не привел к его моментальному увольнению.

«Динамо» Бескова проиграло ЦСКА матч за титул чемпиона СССР. Тренер обвинил своих футболистов в сдаче

В 1970 году чемпионат СССР неожиданно затянулся. «Динамо» Константина Бескова и ЦСКА Валентина Николаева бодро провели сезон и после 34 туров разделили первую строчку с 45 очками. Дело было в ноябре, но золотой матч пришлось отложить до зимы: сборной СССР предстояла игра отбора к ЧЕ-1972 на Кипре, а состав ЦСКА изобиловал сборниками. Да и «Динамо» уже запланировало межсезонное путешествие в Европу.

Финал проходил на нейтральном стадионе — в Ташкенте. За 90 напряженных минут основного времени и не менее трудных 30 дополнительных команды так и не смогли открыть счет. Определять победителя пришлось в дополнительном матче. Несмотря на то, что игра завершилась вечером, ответную встречу назначили на четыре часа следующего дня. Казалось бы, в такой ситуации успеть бы хоть немного отдохнуть. Но игроки «Динамо» даже умудрились закатить небольшую пьянку. Валерий Маслов, Виктор Аничкин и тренер Василий Павлов за ночь умудрились на троих выпить семь бутылок водки.

В ответной игре «Динамо» удалось провести отличный первый тайм — после него бело-голубые вели со счетом 3:1. Пропустив гол в начале встречи от Дударенко, они усилиями Жукова, Еврюжихина и Маслова заколотили три мяча за шесть минут. Однако после перерыва все было иначе — «Динамо» развалилось, ЦСКА накидал сопернику три гола и забрал чемпионство.

Бесков был уверен — произошло это не случайно.

«Прихожу в динамовскую раздевалку, и вдруг ко мне обращаются сразу трое — Маслов, Еврюжихин и Аничкин: «Константин Иванович, давайте не будем производить замены», — писал Бесков в книге «Моя жизнь в футболе». — В моей тренерской практике — первый случай, чтобы игроки подошли с такой просьбой. Мало ли кто из них может в данной встрече выглядеть слабее обычного, мало ли кого решат заменить более свежим игроком тренеры… Впрочем, в тот день и час мне, положа руку на сердце, и выпустить на замену было, в сущности, некого.

«И позвольте мне лично сыграть против Володи Федотова», — просит Маслов. А до этого против Владимира Федотова играл двадцатилетний инициативный и старательный Евгений Жуков, и претензий к нему у меня не было. Но, подумал я, Маслов тоже словно двужильный, к тому же гораздо опытнее Жукова; разрешаю поменяться. Затем обращаюсь к Еврюжихину: «Геннадий, если атака срывается, непременно возвращайся на свой фланг и там постарайся помешать атакующим действиям Истомина. Его надо нейтрализовать, а сделать это сподручнее тебе».

…Выходим из раздевалки: футболисты — на поле, я отправляюсь на скамью динамовского «штаба». Начинается второй тайм. Вижу, как говорится, невооруженным глазом: Володе Федотову просто-таки открыли «зеленую улицу», а по правому краю атаки армейцев систематически проходит далеко вперед Юрий Истомин, с которым также никто не противоборствует… Маслов не участвует ни в наших наступательных действиях, ни в оборонительных, движется вяло, как-то формально. Присутствует, и только. Что происходит, черт побери? И заменить-то некем!..

«Войдя в нашу раздевалку [после финального свистка], я громко сказал: «Вы игру сознательно отдали!» И больше ничего говорить не мог. Вышел».

РИА Новости

Чуть позже тренер «Динамо» встретился с администратором «Пахтакора». Сотрудник ташкентского клуба рассказал, что динамовцы «продались» московским картежникам, которые делали ставки на исход встречи. Бесков ему поверил.

«Администратор команды «Пахтакор» после этого матча мне говорил, будто бы какие-то приезжие дельцы, московские картежники забавы ради (но и ради прибыли) затеяли многотысячное пари со своими ташкентскими «коллегами»: кто победит в матче 6 декабря? Тем и другим было абсолютно все равно, кто именно победит. Они развлекались, попутно делая бизнес на футболе. Администратор сказал, что те, которые ставили на ЦСКА, проявили больше стараний.

Эту же версию услышал от другого жителя узбекской столицы Лев Яшин, который был ошеломлен концовкой финального матча не меньше моего», — писал бывший главный тренер «Динамо».

Футболисты так и не признались в сдаче игры. Одному из обвиненных игроков скандал стоил карьеры, а потом и жизни

Обвиненные в сдаче игры Маслов, Еврюжихин и Аничкин своей вины так и не признали. Маслов вовсе утверждал, что с вопросом о заменах к нему обратился сам Бесков, а он просто ответил, что нет смысла что-то менять, раз команда побеждает.

«Он явился в раздевалку и ко мне: «Ты игру продал!» Хорошо, меня один начальник сгреб. Удержал… Это Боженька, конечно, вмешался — чтобы 3:1 в нашу пользу за тринадцать минут превратились в 3:4».

Маслов не скрывал, что был знаком с теми самыми «картежниками». Но свою вину не признал — как и Еврюжихин и Аничкин, которым досталось уже после возвращения в Москву.

Большинство футболистов поддержало обвиненных партнеров (за исключением разве что Яшина, по некоторым свидетельствам вставшего на сторону тренера). Но это не слишком им помогло: под давлением Бескова Маслов покинул «Динамо» спустя год, а Аничкин ушел через два сезона. Заветного чемпионства дождался лишь один участник этого конфликта. Геннадий Еврюжихин остался в «Динамо» до 1976 года и в свой последний в карьере сезон в качестве футболиста стал чемпионом СССР.

Как сложились судьбы всех троих в дальнейшем? Маслов поиграл до середины 70-х за команды из Вологды и Махачкалы, после чего ушел в тренерство: и уже в 21 веке проработал в «Локомотиве» 10 лет селекционером, скончавшись в 2017-м. Еврюжихин неожиданно оказался дипкурьером советского МИДа и протянул до 1998-го.

Меньше всего повезло Виктору Аничкину, который отыграл за сборную СССР 20 матчей, помогал динамовцам взять чемпионство 1963 года, становился серебряным призером чемпионата Европы — 1964 и пять раз попадал в список 33 лучших футболистов чемпионата. По-настоящему большой футболист для своего времени не смог найти себя после вынужденного ухода из «Динамо».

РИА Новости

Его сестра, возглавлявшая профсоюзный комитет в МВД, устроила экс-игрока в воинскую часть на востоке Москвы, но к новой работе Виктор так и не приспособился. Для знаменитого футболиста бумажки в кабинете и график с 10 утра до 6 вечера оказались невыносимы. Не дослужив до пенсии, Аничкин бросил службу. К несчастью, вскоре к карьерным проблемам в жизни экс-футболиста прибавились и семейные неурядицы — жена Аничкина ушла от него с маленькой дочерью.

После Виктор поселился в квартире своего отца-вдовца на Шереметьевской улице, где приобщился к бутылке и стал частенько заливать свое горе алкоголем.

«Он был очень впечатлительный, близко к сердцу все принимал. А тут из «Динамо» попросили, жена подала на развод. И пошло… Женат он был на грузинке, которую звали Света. Знакомые устроили ее на работу в магазин антикварной мебели. С директором этого магазина она и сошлась, сын родился. Аничкин страшно переживал. Особенно по дочке скучал», — вспоминал Маслов.

По воспоминаниям современников, Аничкин все же нашел в себе силы жить и работать дальше: даже вроде как нашел себе работу на стадионе «Авангард». Однако подорванное здоровье обрушило планы экс-футболиста на новую жизнь.

«Все случилось прозаично. У отца Аничкина был день рождения. Витька перепил — и сердечко не выдержало. В 33 года», — рассказывал Валерий Маслов.

«Вокруг Витиной смерти ходило много разговоров, но, я уверен, он скончался от сердечного приступа. Мы с Игорем Численко ездили в морг после того, как это случилось: лицо у Виктора было синюшным — верный признак того, что причиной смерти стал обширный инфаркт», — говорил защитник «Динамо» Эдуард Мудрик.

По настоянию отца, Виктора похоронили в 40 километрах от Москвы, в Солнечногорском районе, где у его родителей была дача. К сожалению, обнаружить могилу у представителей «Динамо» так и не получилось: местные жители рассказывали, что ее сравняли с землей при расширении трассы.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0