Уход к канадскому тренеру не спасет карьеру Медведевой. И вот почему
Травма и психология
Никто из нас не представляет, как это — четыре года жить ради цели и в итоге оказаться ни с чем. В том, что олимпийское серебро Медведева воспринимает именно так, сейчас нет никаких сомнений. Особенно тяжелым получился последний год. Накопившаяся усталость привела к травме (стрессовый перелом, в первую очередь, показатель изношенности) и сбила весь тренировочный график. Конкуренция с Загитовой выматывала психологически.
К Олимпиаде Женя все же смогла собраться. Но в Пхенчхане получила еще один психологический удар, потом снова обострилась травма. А в прессе появились слухи о том, что она может завершить карьеру. Женя старательно их опровергает. Теперь уже бывший тренер с детства внушала: «Даже если тебе очень тяжело, вставай и делай дальше. И никогда не останавливайся». Это отражает ее жизненную философию. И я тоже думаю, что в любой жизненной ситуации нужно хотя бы попытаться перебороть себя».
Она, конечно, попытается, прекрасно понимая (пусть и не проговаривая вслух), что этот олимпийский цикл еще сложнее — никаких гарантий, серьезные соперницы, в конце концов, возраст и травмы, которые не проходят бесследно. А четыре года — слишком длинная дистанция, чтобы терпеть.
Прогресс в фигурном катании и возраст
В марте 2017 Медведева готовилась выиграть свой очередной чемпионат мира, чувствовала себя очень уверенно, а на вопрос про подрастающих конкуренток спокойно отвечала: «Я не боюсь, что придут 15-летние девочки, как когда-то пришла я, и будут на равных со мной соревноваться. Так и должно быть. Так было со всеми поколениями. Для меня самое главное — работать. И понимать, что я делаю это хорошо. Фигурное катание приносит мне удовольствие всегда, даже в самые тяжелые моменты. Это вообще особый кайф — когда преодолеваешь себя».
Женя говорила с позиции абсолютного лидера. В мировом фигурном катании (среди взрослых — и это важное уточнение) не было никого сильнее. Но, на самом деле, за пару месяцев до этого на чемпионате России у нее уже был как минимум один повод для беспокойства. Младшая подруга по команде Алина Загитова набрала очень внушительные 221, 21 балла. У Медведевой было больше на 12. Почти все — за счет компонентов. При этом техническая оценка Загитовой после произвольной программы оказалась выше почти на два балла, а сами программы уже тогда — сложнее.
В феврале 2018 полтора балла решили судьбу олимпийского золота. Медведева проиграла. Ставка на компоненты, которые у более взрослых и опытных фигуристок обычно выше, не сработала. А технически Женя уже не могла угнаться за Алиной. Она не стала кататься хуже, просто на одном катке с ней оказалась спортсменка, которая может немного больше. Факт, который еще на старте этого сезона, казался сомнительным, стал очевидным.
Простая математика: только произвольная программа Загитовой в этом сезоне на четыре с половиной балла дороже произвольной Медведевой. У нее есть два ультра-каскада — «тройной лутц-тройной риттбергер» и «тройной флип-двойной тулуп-двойной риттбергер». Только за них можно получить почти 20 баллов. А в общей сложности набирается сразу семь тройных прыжков (отдельно и в различных комбинациях). Все — во второй части, а, значит, с прибавкой в 10 процентов к базовой стоимости. В итоге только за технику Алина регулярно набирала больше 50-ти баллов.
У Медведевой из дорогих каскадов — «тройной флип-тройной тулуп» и «тройной сальхов-тройной тулуп». В сумме — чуть больше 18-ти баллов. Плюс тройные риттбергер, лутц и флип. Большая часть из них — тоже во второй части программы, а некоторые еще и с рукой наверх. Это ценится судьями, но чистая оценка за технику — все равно не больше 46-ти баллов.
«Вы не могли еще год удержать Загитову в юниорах», брошенное на эмоциях сразу после главного олимпийского проката только подтверждает простую и не самую приятную (особенно для фанатов Медведевой) мысль — ее время прошло.
Кто победит Медведеву и Загитову. У Этери Тутберидзе новая рекордсменка
Кроме Загитовой, есть еще Александра Трусова, которая исполняет сразу два четверных прыжка в одной программе, и Анна Щербакова, с ее удивительным каскадом из четверного лутца, тройного тулупа и тройного риттбергера.
Они пока не соревнуются со взрослыми, и, конечно, нужно делать поправки на возраст. Чем младше девочка, тем легче выполнять сложные прыжки. И совсем не факт, что к 18-ти они не растеряют все свои навыки. Но восстанавливать их, имея такую техническую базу, точно проще, чем учить все с нуля, когда позади очень сложный олимпийский цикл, травма и солидный для современного женского катания возраст (в Пекине, на который сейчас настраивается Медведева, ей будет 22 года).
Это мужчины продолжают осваивать новые четверные прыжки, даже когда им далеко за 20. В женском одиночном катании все намного сложнее. Пережив переходный возраст, девушки с большим трудом восстанавливают технику, особенно прыжки. О том, чтобы выучить что-то новое, говорить вообще не приходится. Та же Каролина Костнер так и не смогла полностью вернуть все свои прыжки после вынужденного перерыва. Не помог даже Алексей Мишин. А в этих вопросах вряд ли есть более опытный и авторитетный тренер.
Новый тренер и новые условия
Тутберидзе не первый тренер Медведевой. До того, как оказаться в «Самбо-70», она провела около пяти лет и сменила три группы. С Этери они познакомились, когда Жене исполнилось 7, и провели вместе следующие 11 лет. Их история — намного больше, чем просто история «тренер-ученик».
Почему Евгения Медведева ушла от тренера Этери Тутберидзе
Еще несколько месяцев назад Женя рассказывала, как комфортно ей работать и общаться с Тутберидзе и что она во всем хочет быть похожей на своего тренера. А потом перестала отвечать на ее сообщения, на прощание — только слова благодарности на официальном сайте федерации фигурного катания: «Хочу пожелать дальнейшего развития и процветания группе Этери Георгиевны и ещё раз сказать спасибо за столь ценные 11 лет моей жизни. Помню, как я пришла совсем маленькой. Да, порой было тяжело, но меня тренировали, воспитывали, поддерживали, когда надо — подгоняли. Я выросла на глазах у Этери Георгиевны. Она внесла неоценимый вклад в развитие меня не только как спортсмена, но и как личности. От неё я получила много жизненных уроков. Я буду помнить их всю жизнь».
В 2010 примерно так заканчивалась красивая история сотрудничества нового тренера Медведевой канадца Брайана Орсера и олимпийской чемпионки из Кореи Ю-На Ким. Для Орсера это был первый тренерский опыт. После завершения спортивной карьеры двукратный серебряный призер Олимпийских игр почти 17 лет выступал в шоу. Поработать с Ким его уговорила мама фигуристки. Она же без объяснения причин разорвала все отношения после победного Ванкувера-2010. К слову, о том, что Ю-На Ким планирует пропустить весь постолимпийский сезон ее тренер узнал из интернета.
«Я спрашивал, что происходит, поскольку ко мне обращались фактически только через СМИ, — вспоминал Орсер потом. — Я даже не понимал, что отвечать, когда меня спрашивали, что происходит. Я не получил ни одного ответа, ни единого, типа «вот что говорить прессе» или «мы поговорим, когда мы вернемся». В конце концов я спросил: «Когда вы возвращаетесь в Торонто?» И не получил ответа. Это было безнадежно».
С тех пор у Брайана Орсера не было чемпионок — только чемпионы, а в профессиональных кругах сложилась репутация мужского тренера.
Но прямо сейчас в группе Орсера ожидаются большие перемены: двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес фактически объявил о завершении карьеры, Юдзуру Ханю — взял паузу, чтобы хорошенько обдумать свое будущее и залечить травмы. Конечно, Орсеру интересно поработать с Медведевой. В случае успеха он подтвердит статус одного из главных тренеров современности. В случае неудачи — почти ничем не рискует. Репутация мужского тренера.
Жене будет сложно. Во-первых, придется привыкать к тренерским методикам Орсера, а они точно отличаются от тех, которые были у Тутберидзе, как минимум потому что на Западе тренер — просто наемный профессионал, который помогает достичь определенных целей, но не слишком беспокоится о личной жизни спортсмена. Во-вторых, придется переехать в Канаду, возможно, одной, а, значит, неминуемо столкнуться с бытовыми вопросами, которые до этого решали бабушка и мама. В-третьих, Турсынбаева и Дэйлман, в одной группе с которыми теперь будет работать Медведева, едва ли смогут составить такую конкуренцию, как Загитова или даже подрастающая Трусова.
Деньги
Орсер, как и любой западный специалист, удовольствие не из дешевых. Понятно, что сейчас большую часть расходов на себя возьмут Минспорта и федерация фигурного катания. Для российского спорта так называемые стажировки — привычная практика. Но платить будут ровно до тех пор, пока будет результат. Точнее — если будет. В противном случае либо предложат вернуться, либо — уйти на самообеспечение.
Примеров — масса. Так, олимпийская чемпионка Сочи-2014 Елена Ильиных, которая после расставания с Никитой Кацалаповым встала в пару с Русланом Жиганшиным, пыталась спасти карьеру в Мичигане в группе Игоря Шпильбанда. На спасение отвели чуть больше шести месяцев. Внушительного прогресса не случилось, финансовой помощи — тоже. Пары Ильиных/Жиганшин больше нет.
«Решение, что спортсмены не останутся у меня, не моё, рассказывал Шпильбанд потом. — Так сложились обстоятельства. Здесь сыграл роль во многом финансовый вопрос. Мне интересно видеть прогресс пары. Но, безусловно, нужно чуть больше времени, чтобы получился какой-то результат».
Медведевой почти наверняка дадут больше времени, но финансовый вопрос все равно будет давить и отвлекать от действительно важного.
Еще больше фигурного катания на Sport24
Как женское одиночное катание стало главным в России
«На первых шоу сам отлавливал зайцев на входе». Илья Авербух о фигурном катании и бизнесе
Наталья Забияко: «После падения боялась закрыть глаза: думала — если закрою, то уже навсегда»
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.