«Мотивация от Назарова осталась на том же уровне. Другое дело, как ее воспринимают игроки». Бадюков — о «Сочи»
После поражения в Минске, которое стало для «Сочи» пятым подряд, мы связалась с Алексеем Бадюковым. Заместитель генерального директора по хоккейным операциям сочинского клуба рассказал о будущем Андрея Назарова, переходе Михаила Бердина и методах выхода из тяжелого турнирного положения. На данный момент «леопарды» занимают последнее место в КХЛ.
— Прошла информация, что «Сочи» в ближайшее время может отправить в отставку Андрея Назарова. Какова вероятность увольнения главного тренера?
— Понятно, что результат команды на данный момент никого не устраивает. Ни игроков, ни тренерский штаб, ни руководство. Но мы видим, в чем причина, и пытаемся исправить ситуацию.
— Со стороны это выглядит так. Сначала вы усилили штаб Игорем Горбенко. Потом обменяли капитана в лице Василия Глотова. Какой должен быть третий шаг? Разве не отставка главного тренера?
— Я бы так одно к другому не подводил. Мы всегда находимся в поиске. Пытаемся улучшить и психологическую обстановку в команде. За Игорем Горбенко мы долго следили. Восемь лет работы в топ-клубах не проходят зря. Мы знали его систему и теперь, по прошествии месяца его работы в «Сочи», видим, что она работает. Просто надо дать время, чтобы игроки через себя эту систему пропустили. Тренировочный процесс поменялся, а хоккеисты на него позитивно реагируют. Он очень продуктивно работает с игроками индивидуально.
— Но при этом видимого результата, если говорить о месте в таблице, от его приглашения не видно.
— Обратите внимание, что в нашей команде стали появляться молодые ребята: Ярулин, Юзбашян, Каменский, Соболевский и другие. У нас новичков КХЛ уже 7 человек, больше чем у других команд. Происходит это не только из-за травм. Игорь Юрьевич старается внести ту систему игры, которая будет понятна всем игрокам, нашей системы. Именно это даст нам здоровую конкурентную среду.
— Кто инициировал обмен Василия Глотова в СКА? Он был капитаном и лицом «Сочи».
— Капитанство — это тяжелая ноша. Я это знаю не понаслышке. Возможно, из-за молодости, Василю в начале сезона эта роль тяжело давалась, проводя на льду много времени, старался сделать намного больше, отсюда и страдало качество. Он хороший , ответственный парень и переживал по этому поводу. Так что договоренность о том, что что-то нужно поменять, была обоюдной. Сейчас, когда он попал в СКА и у него там все хорошо, мы за него рады. Значит, все дело и правда было в психологии, а не в уровне игрока. Глотов — хоккеист для первых звеньев с хорошими перспективами. Мы всегда говорим, что цель «Сочи» — это раскрытие молодых игроков и их разных сторон.
— Не зажимал ли его Назаров? Не было ли трений между главным тренером и капитаном?
— У Андрея Викторовича одинаковые требования ко всем игрокам: капитан это или нападающий четвертого звена. Из всех пытается выжать максимум. Другое дело, насколько это получается. Такое бывает, что игрок попадает в другую систему и на эмоциях начинает забивать одну шайбу за другой. Тем более, что в СКА на тот момент было много травмированных центральных нападающих. Нам же нужен был игрок в нападение. Мы его получили в лице Федорова. Артем — опытный праворукий форвард.
— В начале сезона не только у Глотова, но и у Андрея Алтыбармакяна не шла игра. Как его удалось реанимировать?
— Андрей изначально позиционировался как атакующий форвард и мотор команды. Он никогда не отличался равнодушием к команде и результату. Важно было помочь ему выйти из непростой ситуации, не дать закиснуть. Андрей этот период , как мы видим, прошел.
— Еще летом у «Сочи» были не самые обнадеживающие результаты. Как их воспринимали? Не стоило ли на эти неудачи реагировать радикальнее?
— Если говорить и о предсезонке, и о регулярном чемпионате — мы видим, в чем причина. Соответственно, видим и пути выхода из этого положения. Но есть определенные ограничения. Смотрим на рынке игроков, которые могли бы помочь, но мы верим в наших ребят, верим в их прогресс.
— Удивляет, что такая молодая команда как «Сочи» довольно мало забивает и в целом играет без куража. В отличие от прошлого сезона.
— Из последних 14 матчей 8 мы проиграли в одну шайбу. То есть игры идут от ножа. Да, не идет большинство — здесь надо улучшать, находить усиление изнутри. Невозможно резко изменить вектор. Тем более, неизвестно, как пришествие игроков со стороны повлияет на командный климат. А что касается стиля игры, то в прошлом сезоне был виден атакующий хоккей. Мы постарались в межсезонье костяк оставить, но не все игроки показывают тот хоккей, что был год назад. Но я уверен, что ребята за эти два месяца получили опыт и скоро выйдут на прошлогодний уровень и даже превзойдут его.
— Со стороны кажется, что Назаров уже не может так зажигать игроков и его мотивация не работает.
— Мотивация от Назарова осталась на том же уровне. Другое дело, как ее воспринимают игроки. Реакция хоккеистов на то, что происходит — очень важный момент. Это ежедневно тренерская работа. Ясно одно: никого не должно устраивать место в таблице. Несомненно, надо выходить из этой ситуации всем вместе. Чтобы потом не было стыдно друг другу в глаза смотреть.
— Не сместили ли драки акцент с результата и непосредственно хоккея?
— Результат, конечно, важнее чем драки. Но летом у нас было сплочение команды где драки — часть этого сплочения. К тому же, мы привлекали внимание болельщиков. Вы наверняка видели сколько пришло на матч с «Авангардом»? У нас в этом сезоне намного больше зрителей на трибунах, чем год назад. Конечно, драки надо подкреплять результатом. Если зритель будет видеть, что команда достает все из себя и ложится костьми, то простит даже поражения.
— СМИ сообщают, что Алексей Мельничук переходит в «Трактор». Так ли это?
— Я пока это не буду ни подтверждать, ни опровергать.
— Но вряд ли же «Сочи» дальше пойдет с тремя вратарями, учитывая приход Михаила Бердина в команду. Расставание с кем-то неизбежно?
— Было бы здорово иметь трех вратарей. Но мы общаемся с ребятами, узнаем их мнение и прислушиваемся к нему. Не все голкиперы готовы сидеть на лавке и ждать своего шанса. Если наши парни будут готовы — отлично. Но если нет, то мы пойдем навстречу.
— От Алексея Мельничука вы ждали большего?
— То, что мы хотели получить от Алексея, то мы и получили. Неправильно сбагривать ответственность за результат на какую-то линию или, тем более, на одного игрока. Мы ждем, что он будет прибавлять. Мы ждали, что Мельничуку после неудачного этап карьеры в Северной Америки будет, что доказывать, это он и продемонстрировал. Мельничук очень хорошего уровня вратарь, рассчитываем на него в дальнейшем У Алексея были хорошие матчи за «Сочи». Так же как и у Максима Третьяка, который вышел на новый уровень. Ну а Михаила Бердина и представлять не надо — это вратарь НХЛ. В его уровне вряд ли кто-то может сомневаться. Верим, что он как можно быстрее наберет оптимальную форму.
— Статистика Третьяка на данный момент хуже, чем у Мельничука. При этом играет он гораздо больше. Отсюда возникают вопросы: а не играет ли Максим по чьей-то протекции? Например, своего легендарного деда.
— Протекции со стороны Владислава Александровича точно нет. «Сочи» — профессиональный клуб. Изначально мы видели ситуацию так, что Третьяк и Мельничук — два равноценных вратаря. Есть вратари, которые привыкли быть первым номером весь сезон, а есть те, кому конкуренция только помогает. Макс и Алексей относятся ко второму типу. Уверен, что с пришествием Бердина конкуренция только возрастет. В прошлом сезоне, несмотря на то, что Магнус Хелльберг играл больше Третьяка, Максим получил очень серьезный опыт.
— Как родился вариант с Бердиным?
— Впервые мы говорили об этом в конце прошлого сезона. Мы с Михаилом были всегда на связи. Пока у других команд КХЛ были проблемы с поиском вратарей, у нас на столе лежало сразу три варианта, в том числе с Бердиным. Но были определенные сложности, связанные с наличием одностороннего контракта с «Виннипегом». Это рождало неопределенность. Поэтому сделали выбор в пользу Мельничука, о чем ничуть не жалеем. Теперь, когда появилась возможность пригласить Бердина, мы ей воспользовались.
— Вы говорите о высоком уровне Бердина, но играя за СКА в позапрошлом сезоне он оставил неоднозначное впечатление. Вас не смущает его кахаэловский опыт?
— То, что Бердин способен усилить любую команду, мы убедились. По нему очень много клубов интересовались. Соответственно, мы понимали, что это ходовой вратарь. Хорошо, что удалось совершить обмен со СКА. В Питере все в порядке с вратарями, так что нам удалось договориться.
— Не секрет, что Андрей Зюзин — отчим Бердина. Как это сказалось на переговорах? Он помогал или, напротив, вы хотели избежать разговоров о родственных связях?
— Андрей Юрьевич не имел отношения к процессу переговоров. Понятно, что они общались и держали друг друга в курсе дел. То, что Зюзин работает в «Сочи», не было ключевым фактором при переходе, скорее наоборот. Прежде всего, он хороший вратарь, которого мы хорошо знаем.
— За Бердина вы отдали права на Максима Муранова. Как они оказались в «Сочи», учитывая, что Максим — динамовец?
— Это произошло еще в прошлом году. Я хорошо знал Макса еще по работе в «Динамо». Он — центральный нападающий, который в будущем выйдет на хороший уровень.
— Понятно, что у «Сочи» ограничены возможности, а рынок довольно скуден. Но есть ли какие-то планы по усилению состава?
— Прежде всего, я сказал бы о том, что у нас травмированы три основных защитника: Зоркин, Морроу и Гормли. Ждем, что в ближайших матчах у нас выйдут оба легионера. Плюс у нас Сергей Попов, центральный нападающий, должен появиться. Мы следим за ситуацией на рынке. Проблема в том, что по всей КХЛ пошли травмы и из-за этого команды не хотят расставаться с хорошими игроками. В принципе, мы еще летом понимали, что так и будет. Длина скамейки крайне важна. Так что мы ждем возвращения травмированных и развиваем молодых игроков.
— На домашнем матче с «Нефтехимиком» был замечен Дмитрий Квартальнов. Были или у вас с ним контакты?
— Он приехал в Сочи по приглашению «Сируса» по программе подготовки молодых хоккеистов. Дмитрий Вячеславович просто пришел посмотреть хоккей вместе с супругой. Думаю, он больше за Игорем Юрьевичем (Горбенко — прим.) следил по старой памяти. Мы с ним парой фраз перекинулись, но не более того.
— То есть воссоединения тренерского тандема Квартальнов — Горбенко в «Сочи» нам не ждать?
— Пока таких разговоров точно нет.
— Какая у вашей команды цель на оставшиеся 2/3 чемпионата? От восьмого места отставание довольно большое.
— Во-первых, наша цель — выигрывать. Даже без определенной когорты игроков. Этим хорошие команды и славятся, что даже в непростые времена играют по системе и добывают очки. Задача — стабильно играть дальше и улучшать компоненты, которые сейчас не работают.
— Впереди у «Сочи» матч с «Торпедо» — командой сопоставимого бюджета, которая идет гораздо выше в таблице. Станет ли эта игра или домашняя серия ключевой, после чего вы решитесь на решительные меры?
— Сейчас все команды плюс-минус в одних условиях. «Торпедо» — интересная команда, но ее можно обыгрывать. Мы, прежде всего, ждем улучшения рисунка игры, а за ним придет и результат.