Декорации за 20 млн, показы в Москве, поцелуй Медведевой и Энберта. Авербух раскрывает секреты «Анны Карениной»
Илья Авербух — человек удивительной работоспособности. Прошлой осенью он успешно вернул на ТВ шоу «Ледниковый период», а в этом году запустил масштабный ледовый спектакль «Анна Каренина», который стартовал 9 июля в Сочи. Олимпийский дворец спорта «Айсберг» будет домом проекта до середины сентября — титулованные фигуристы выступают для зрителей пять раз в неделю.
Перед очередным спектаклем Авербух встретился с корреспондентом Sport24 Константином Лесиком в «Айсберге» и показал, как устроена «Анна Каренина» изнутри.
«После премьеры все живет в едином механизме. Ждем всех в гости с нетерпением. Мы соблюдаем все предписания Роспотребнадзора, по правилам рассаживаем зрителей на 14-тысячной арене. Берите с собой маски и наслаждайтесь нашим спектаклем. Я искренне верю, что ледовый спектакль — не то же самое, что ледовое шоу. Это не тот случай, когда надели яркие костюмы и поплясали. Я от этого уходил, ухожу и буду стараться уходить», — начинает Авербух.
«Через несколько часов стартует наш очередной спектакль. Мы начинаем репетировать минимум за два часа до выступлений. Это важно, чтобы поддерживать форму и дорабатывать отдельные моменты, в том числе и со световой партитурой. Важно, чтобы ребята не расслаблялись на сочинском солнце. Но первая половина дня — это их время», — объясняет Илья.
— Прогоняете спектакль целиком?
— Нет, это изматывающе. Берутся какие-то отдельные сцены. Например, та, которая накануне была не так хороша. Также мы прогоняем все массовые сцены, чтобы артисты выходили к зрителям разгоряченными. К слову, о разгоряченных ребятах…
В этот момент на арене появляется Евгения Медведева.
«Женечка, выходи», — приглашает двукратную чемпионку мира на лед Авербух. Дальше происходит приветственный поцелуй с Ильей, и Женя отправляется на лед.
«Женя пришла раскатываться. Так делают все звезды. Они приходят сюда за несколько часов до шоу. Это закон. Никто не прибегает сюда в последний момент», — объясняет хореограф.
«Все декорации мы привезли из Москвы. Это несколько фур. Они сделаны мобильно, чтобы мы могли гастролировать. Если „выездная“ версия и будет отличаться от основной, то совсем чуть-чуть», — говорит Илья. Более подробно рассмотреть каждую из деталей большого механизма декораций вы можете в видео на нашем канале «Фигурка». Авербух все показывает и рассказывает сам.
«Звуковое оформление тоже очень важно. Поэтому у нас везде стоит аппаратура. А за специальным столом сидит оператор, который управляет движением нашего реквизита. Но все это оборудование подведено еще и к московскому пульту. И всей этой историей можно управлять прямо из нашей столицы. Можно вести спектакль, сидя в Москве. Я уже пробовал».
Тем временем, мы с Ильей поднимаемся на самый верх декораций — почти под потолок арены.
«Это мост — здесь работают танцоры. Но забегают сюда и фигуристы. Например, Женя Медведева и Саша Энберт. Именно здесь стоят их герои Кити и Левин и происходит их „поцелуй счастья“. А прямо за нами — большой экран, где мы меняем картины. Я сделал все очень бережно. Это не аляписто, не моргает».
— Вы поделили сцену пополам, но сделали это по длинной части льда. С чем связано такое решение?
— Обычно делят по ширине — по короткой стороне льда. Но в таком случае зрителю смотреть не так удобно. Декорации от него всегда или слева, или справа. А фигуристы катаются на пустом льду, только в свете. Начиная со спектакля «Кармен», я развернул декорацию в другую сторону. И в этом случае мы реально находимся в театре. И все видят фронтальную, единственно верную картину. Пусть кто-то и чуть сбоку, но все равно это лучше, чем при «коротком» разделении. Это важно. Теперь многие стараются делать именно так.
С точки зрения бизнеса это все не так хорошо. По короткой стороне декорация и все остальное меньше, что существенно снижает затраты. Но в «длинном» случае все лучше с точки зрения эстетики.
— Такие большие декорации — дорогое удовольствие?
— И не только они. Весь продакшн занимает огромную часть бюджета. Но если говорить о декорациях, то сумма их производства — порядка 20 млн рублей. И это только производство, без транспортировки. Плюс какие-то вещи мы арендуем.
Но это все абсолютно оправдано. Если мы возьмем тот же свет, звуковые порталы и другие статьи расхода, то придем к выводу, что спектакль достаточно дорогой. Но расчет окупаемости проекта длинный. Мы готовимся к гастролям в Москве, Петербурге и других городах России. Надеемся, что будем возвращать вложенные инвестиции.
— Многие участники спектакля говорили, что в последние дни перед премьерой вы ночевали на арене. Это правда?
— Ну да. Спал в раздевалке. И я не вижу в этом какого-то подвига. Мы ведь выпускали спектакль. Нужно было до конца создать всю эту площадку, чтобы ребята потом на ней продолжали работать и им было комфортно. Чтобы все вопросы были решены. Многое рождается в процессе, но важно настроить его, чтобы не было как в колхозе: все набросано в стиле «вот вам!». Я так не могу. Надеюсь, зритель это чувствует.
— Довольны, как зрители реагируют на «Каренину»?
— Конечно. Доволен, что публика вскакивает в конце спектакля. Я рад такой реакции, потому что постановка очень сложная, заканчивается драматично. После погружения в такое грустное состояние тяжело резко вскочить на ноги. Но зрители все равно принимают нас очень тепло.
На заполняемость зала играют разные факторы. Но мы довольны тем, что есть сейчас. Мы находимся около цифры в 2,5 тысячи зрителей на одном мероприятии. Большое спасибо зрителям, которые приходят, за это доверие. Ведь они могли спокойно сидеть на даче.
— Москва — следующая остановка «Карениной». Известно, сколько раз вы покажете спектакль в столице?
— В Москве планируем 12 показов «Анны Карениной» на льду малой арены «Лужников» в ноябре. Проект будет идти в рамках «Ледникового периода». Мы не можем позволить себе более масштабные гастроли. Будет еще идти телесъемка. Очень верю в успех «Анны Карениной» в Москве. Надеюсь, к этому времени мы победим все волны коронавируса. Все вакцинируются, и у всех все будет хорошо. А дальше мы планируем показать «Каренину» в Петербурге и других городах России.
— Новый сезон «Ледникового периода» — решенный вопрос?
— Мы вышли на финишную прямую. Думаю, зрители смогут увидеть новый сезон шоу.
Чтобы первым узнавать о крутых материалах и наблюдать за спортом от первого лица, подписывайся на телеграм-канал автора этой статьи Кости Лесика. Там весело!
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.