Легкая атлетика все еще под запретом. Восстановление РУСАДА не помогло
За что наказана Всероссийская федерация легкой атлетики?
В конце 2014 года немецкий телеканал ARD показал первую серию фильма-расследования журналиста Хайо Зеппельта о допинге в российской легкой атлетике. В конце 2014 года немецкий телеканал ARD показал первую серию фильма-расследования журналиста Хайо Зеппельта о допинге в российской легкой атлетике.
В августе 2015 в эфир вышла вторая. Главными информаторами Зеппельта стали бегунья Юлия Степанова (в 2013-м ее дисквалифицировали за отклонения в показаниях биопаспорта — Sport24) и ее муж Виталий, до февраля 2011 года работавший в российском антидопингововм агентстве. Они рассказали, что российские атлеты выигрывают только на допинге, запрещенными препаратами торгуют тренеры и врачи, а «чистую» пробу легко организовать за деньги или по звонку сверху.
Признания Степановых дополнили мутные, но откровенные съемки скрытой камерой. Официальные лица в федерации и РУСАДА, с которыми общался Зеппельт, все отрицали. А вот сотрудников ВАДА расследование Зеппельта очень заинтересовало, и в ноябре 2015-го независимая комиссия агентства выпустила доклад. Для российской легкой атлетики он стал разгромным — все обвинительные тезисы Зеппельта подтвердились.
Всероссийскую федерацию легкой атлетики исключили из ИААФ. Спортсмены из России оказались под запретом на любых международных соревнованиях.
Российской легкой атлетике предъявили внушительный список требований, которые вошли в так называемую «дорожную карту». В декабре 2015 года в ИААФ создали специальную комиссию во главе с норвежцем Руне Андерсеном, которая вот уже почти три года в ежедневном режиме контролирует происходящие перемены.
За это время у России забрали 14 олимпийских медалей, выигранных в Пекине-2008 и Лондоне-2012. Под подозрением оказались чуть ли не все суперзвезды тех времен: Татьяна Лебедева, Анна Чичерова, Мария Абакумова, Елена Слесаренко, Татьяна Чернова, Юлия Зарипова, Мария Савинова… Список пополняется до сих пор. 40 человек получили допинговые дисквалификации уже во время отстранения ВФЛА.
Соревноваться за рубежом прямо сейчас могут считанные спортсмены. И только в нейтральном статусе. В таком режиме прошли Олимпийские игры 2016 года в Рио, летние чемпионат мира и чемпионат Европы, этапы и финалы «Бриллиантовой лиги».
При чем тут статус РУСАДА?
Восстановление РУСАДА считалось ключевым условием для того, чтобы Всероссийская федерация легкой атлетики была восстановлена в правах, а спортсменам разрешили выступать на международных соревнованиях под русским флагом.
Вопрос с РУСАДА решился на прошлой неделе. Российское антидопинговое агентство снова соответствует кодексу WADA. Правда, есть нюансы. Для полноценной работы точно придется выполнить требования WADA, касающиеся проб за период с 2011 по 2015 годы, опечатанных в Московской лаборатории. Сделать это нужно до конца года. Любая задержка обернется тем, что РУСАДА снова ограничат в правах.
Решение WADA – компромиссное. Его оценили далеко не все международные организации, от которых зависит будущее российских спортсменов. В числе противников – ИААФ. Представители организации обозначили свою позицию достаточно жестко:
«Андерсен и его рабочая группа в течение нескольких недель рассмотрят решение, принятое WADA, и условия, установленные WADA. Рабочая группа подготовит свой доклад с рекомендациями и предоставит их совету ИААФ в начале декабря. Затем совет ИААФ должен обсудить и принять решение о дальнейших действиях.
Восстановление РУСАДА – только один из критериев, обозначенных целевой группой ИААФ на июльском заседании. Есть еще минимум два:
Российские власти должны признать выводы комиссий Макларена и Шмида о том, что должностные лица Минспорта были вовлечены в схему сокрытия допинга, как и было написано в отчетах. Также российские власти должны обеспечить доступ к данным тестирования образцов Московской лаборатории с 2011 по 2015 год (их ждут и эксперты WADA), чтобы комитет по соответствию ИААФ мог определить, стоит ли проверять подозрительные результаты в базе данных LIMS».
Что еще ИААФ требует от ВФЛА?
Одно из главных требований – отказаться от услуг сотрудников (и спортсменов), когда-либо замешанных в допинговых делах. Особое внимание — фигурантам доклада WADA: Виктору Чегину (тренер по ходьбе, в группе которого было больше 20 положительных допинг-проб), Владимиру Мохневу (тренер Юлии Степановой), Владимиру Казарину (тренер дисквалифицированных Марии Савиновой и Екатерины Поистоговой), Алексею Мельникову (бывший тренер сборной России, группа выносливости), доктору Сергею Португалову (в ВФЛА возглавлял медицинскую комиссию).
Формально это требование давно выполнили. Чегин пожизненно отстранен от любой работы в спорте. Мельников и Португалов тоже потеряли свои должности. Тем не менее, в сети (и эфире ARD) до сих пор регулярно появляются кадры, на которых кто-нибудь из отстраненных появляется рядом с действующими спортсменами.
Еще одна сложная задача – сделать допинг труднодоступным, а его применение – постыдным для спортсменов и тренеров. Это подразумевает развитие образовательных программ, борьбу с черным рынком запрещенных препаратов, усиление ответственности за распространение допинга, вплоть до уголовной.
В тюрьму за допинг. Как законы помогают антидопинговым службам
Никак не решается финансовый вопрос. По условиям ИААФ, все расходы, связанные с допинговыми расследованиями и воплощением в жизнь требований организации, берет на себя российская сторона. Но сумму компенсации в международной ассоциации легкоатлетических федераций до сих пор не назвали.
«Мы направили письма, ответа нет, - объясняет исполнительный директор ВФЛА Александр Паркин. – В чем загвоздка, мы не знаем. Но, возможно, дело связано с обычной административной отчетностью. Все же и финансовый директор у них поменялся, и генеральный».
Когда могут восстановить ВФЛА?
Совет ИААФ, который упоминается в официальном письме организации, состоится не раньше декабря 2018. При этом вопрос о соответствии ВФЛА всем критериям сначала вынесут на внутреннее голосование комиссии Андерсена. Ее члены до сих пор не имеют права на публичные комментарии, но регулярно отчитываются перед президентом ИААФ Себастианом Коэ.
Если в итоге большинство членов комиссии поддержит Россию, комиссия подготовит доклад и представит его высшему руководящему органу ИААФ – Совету. В случае неудачи на ближайшем Совете придется ждать апрель 2019.
Таким образом, сейчас для сборной России под вопросом чемпионат Европы в помещениях, который пройдет в Глазго с 1 по 3 марта.
Как отвечает ВФЛА?
После решения по статусу РУСАДА глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин направил письмо президенту ИААФ Себастиану Коэ с требованием восстановить организацию в правах.
«Учитывая, что оставшиеся критерии по восстановлению ВФЛА были практически идентичны тем, что были выдвинуты РУСАДА, и, по мнению WADA, выполнены, мы с уважением просим ИААФ как можно скорее восстановить ВФЛА.
Между тем, у ВФЛА нет другого выбора, кроме как защищать свои права, поэтому организация подала апелляцию в CAS на решение исполкома ИААФ продлить отстранение».
Иск Всероссийской федерации напрямую не связан с позицией руководства ИААФ после восстановления РУСАДА. Это ответ на решение совета от 27 июля 2018 года. ВФЛА подчеркивает, что вопрос с признанием выводов Макларена и Шмида вне компетенции федерации.
«Дата подачи иска именно сейчас связана с тем, что на обжалование у нас было 60 дней, все это время мы ждали какой-то реакции от ИААФ, но она не последовала».
Еще больше о допинге – на Sport24:
РУСАДА восстановили в правах. Что России делать дальше
«Слово «Россия» они даже слышать не хотят». Почему Ласицкене и Шубенков снова выступают без флага
Лучший русский легкоатлет пропустил чемпионат Европы. Ему грозит дисквалификация до 2 лет