«Слово «Россия» они даже слышать не хотят». Почему Ласицкене и Шубенков снова выступают без флага
Sport24 вспоминает главные события, которые привели российскую легкую атлетику к дисквалификации и объясняет, почему она оказалась бессрочной.
За что наказали Всероссийскую федерацию легкой атлетики?
Все началось с кино. В конце 2014 года немецкий телеканал ARD показал первую серию фильма-расследования журналиста Хайо Зеппельта о допинге в российской легкой атлетике. В августе 2015 в эфир вышла вторая. Главными информаторами Зеппельта стали бегунья Юлия Степанова (в 2013-м ее дисквалифицировали за отклонения в показаниях биопаспорта — Sport24) и ее муж Виталий, до февраля 2011 года работавший в российском антидопингововм агентстве. Они рассказали, что российские атлеты выигрывают только на допинге, запрещенными препаратами торгуют тренеры и врачи, а «чистую» пробу легко организовать за деньги или по звонку сверху.
Признания Степановых дополнили мутные, но откровенные съемки скрытой камерой. Официальные лица в федерации и РУСАДА, с которыми общался Зеппельт, все отрицали. А вот сотрудников ВАДА расследование Зеппельта очень заинтересовало, и в ноябре 2015-го независимая комиссия агентства выпустила доклад. Для российской легкой атлетики он стал разгромным — все обвинительные тезисы Зеппельта подтвердились. Всероссийскую федерацию легкой атлетики исключили из ИААФ, лишив тем самым спортсменов из России права выступать на любых международных соревнованиях, сначала — даже в нейтральном статусе.
Российской легкой атлетике предъявили целый список антидопинговых требований, которые вошли в так называемую «дорожную карту», а в декабре 2015 года в ИААФ создали специальную комиссию во главе с норвежцем Руне Андерсеном. Контролеры до сих пор регулярно наведываются в Россию, но статус ВФЛА пока остается неизменным. У российской стороны никак не получается выполнить все требования.
Что ИААФ требует от ВФЛА?
Главное требование — отказаться от услуг сотрудников (и спортсменов), когда-либо замешанных в допинговых делах. Особое внимание — фигурантам того самого доклада ВАДА: Виктору Чегину (тренер по ходьбе, в группе которого было больше 20 положительных допинг-проб), Владимиру Мохневу (тренер Юлии Степановой), Владимиру Казарину (тренер дисквалифицированных Марии Савиновой и Екатерины Поистоговой), Алексею Мельникову (бывший тренер сборной России, группа выносливости), доктору Сергею Португалову (в ВФЛА возглавлял медицинскую комиссию).
Формально это требование давно выполнили. Чегин пожизненно отстранен от любой работы в спорте. Мельников и Португалов тоже потеряли свои должности. Тем не менее, в сети (и эфире ARD) до сих пор регулярно появляются кадры, на которых кто-нибудь из отстраненных появляется рядом с действующими спортсменами.
Еще один проблемный пункт — ВФЛА должна сделать допинг труднодоступным, а его применение — постыдным для спортсменов и тренеров. И здесь важно понимать, что федерация не может напрямую воздействовать на тренеров и специалистов — они являются сотрудниками Центра спортивной подготовки Минспорта, а не федерации.
Кроме того, на ситуацию, конечно, влияет доклад Макларена и обвинения в существовании государственной допинг-системы. Точнее — требование ВАДА признать его выводы и категорический отказ российской стороны это сделать.
Как спортсмен получает нейтральный статус?
Чтобы принять участие в международных соревнованиях, российским атлетам нужно соответствовать определенным критериям. Один из ключевых обязывает их доказать, что они не вовлечены (и никогда не были вовлечены) в какие-либо антидопинговые нарушения из-за деятельности национальной федерации. При этом «чистыми» должны быть все тренеры и специалисты, работающие со спортсменом.
Один из самых проблемных пунктов до недавнего времени — количество сданных спортсменом допинг-проб. В изначальной редакции было предусмотрено непрерывное пребывание спортсмена в международном пуле тестирования на протяжении 12 месяцев. В октябре 2017-го многие российские атлеты, в том числе и лидеры сезона, были исключены из пула допинг-тестирования ИААФ, а, значит, не могли рассчитывать на получение статуса нейтрального атлета в 2018 году.
Всероссийская федерация попросила ИААФ пересмотреть некоторые критерии допуска. Международные чиновники прислушались. Совет ИААФ решил не наказывать заявителей, исключенных из пула тестирования в октябре 2017 года. Правда, только при условии, что они продолжали предоставлять данные по своему точному и непрерывному местонахождению в систему АДАМС.
С какими ограничениями сталкиваются нейтральные атлеты?
В нейтральном статусе российские атлеты разъезжают по соревнованиям больше двух лет. Самым показательным в этом смысле получился чемпионат мира в Лондоне. В Берлине в этом году будет примерно так же, по крайней мере, с организационной точки зрения.
На старт тогда вышли 19 человек и завоевали шесть медалей: пять серебряных и одну золотую. Самым драматичным получилось выступление десятиборца Ильи Шкуренева, который получил травму в забеге на 100 метров с барьерами и остался фактически без медицинской помощи. ИААФ не допустила до соревнований российских врачей, массажистов и другой персонал. Вместе со спортсменами аккредитацию теперь получают только тренеры.
Участие сборных в международных соревнованиях в норме оплачивает Минспорта и соответствующая федерация. Ситуация с нейтральными атлетами намного сложнее. Искать средства нужно самим, либо рассчитывать на гостеприимство организаторов.
«Билеты на самолет предоставила российская сторона, — рассказывала в интервью Forbes российская прыгунья в длину Дарья Клишина после возвращения с ЧМ-2017. — Вопрос с проживанием взяли на себя организаторы. Условия были поставлены такие: либо живешь в двухместном номере, но всегда с кем-то, либо заказываешь себе одноместный с доплатой, что-то вроде 80 фунтов стерлингов в сутки. Большинство ребят приезжали на минимальные три-четыре дня, чтобы не переплачивать. При этом если человек оказывался в двухместном номере один, например, ему просто не нашлось пары, то он должен был доплачивать как за одноместный номер. Это большие деньги для людей, которые фактически лишены возможности стабильно зарабатывать. Получается, даже с допуском далеко не каждый может позволить себе поездку на чемпионат и комфортные условия там».
Кроме финансовых ограничений и организационных неудобств, нейтральные спортсмены сталкиваются с серьезным психологическим давлением.
«Позиция ИААФ оказалась достаточно жесткой. — объясняла Клишина. — Они не хотят даже слышать слово «Россия» и видеть что-то, отдаленно напоминающее о цветах российского флага. Примерно за две недели до чемпионата всем российским спортсменам прислали памятку, в которой было прописано, что нельзя делать во время соревнований. Это официальный документ. И там столько всего, вплоть до того, что звонком на телефоне не может быть российский гимн. Петь гимн а капелла тоже нельзя, как и красить ногти в цвета российского флага, использовать такие резинки для волос. Татуировки с любой национальной символикой рекомендовано заклеивать».
Болельщики при этом могут использовать национальную символику без ограничений.
За кого болеть на чемпионате Европы?
В первоначальной заявке было 30 человек. Но за пару дней до старта чемпионата Европы ИААФ лишила нейтрального статуса лучшего российского (и не только) прыгуна в высоту Данила Лысенко. Он трижды за год нарушил правило доступности (не заполнял свой профиль в системе АДАМС и не сообщал офицерам, где его можно найти). И теперь может не только пропустить чемпионат Европы, но и рискует заработать двухлетнюю дисквалификацию.
Лучший российский легкоатлет пропустит чемпионат Европы. Ему грозит дисквалификация до 2 лет
Участники из России и их расписание
6 августа
Толкание ядра. Квалификация (финал — 7 августа) — Александр Лесной и Максим Афонин
Метание молота. Квалификация (финал — 7 августа) — Александр Сокирский и Денис Лукьянов
400 метров с барьерами. Квалификационные забеги (финал — 9 августа) — Александр Скоробогатько
7 августа
10 000 метров. Финал — Евгений Рыбаков
400 метров с барьерами. Полуфинал (финал — 9 августа) — Евгений Чалый (пропускает квалификационные забеги, так как входит в топ-12 европейского рейтинга)
Прыжок в высоту. Квалификация (финал — 11 августа) — Илья Иванюк
Прыжок с шестом. Квалификация (финал — 9 августа) — Анжелика Сидорова и Ольга Муллина
400 метров с барьерами. Квалификационные забеги (финал — 10 августа) — Вера Рудакова
Диск. Квалификация (финал — 8 августа) — Виктор Бутенко
Десятиборье. Первый день — Илья Шкуренев
8 августа
Десятиборье. Второй день — Илья Шкуренев
Прыжок в высоту. Квалификация (финал — 10 августа) — Мария Ласицкене
400 метров. Квалификационные забеги (финал — 11 августа) — Полина Миллер, Алена Мамина и Ксения Аксенова
Тройной прыжок. Квалификация (финал — 10 августа) — Анна Крылова
9 августа
Диск. Квалификация (финал — 11 августа) — Юлия Мальцева
10 августа
110 метров с барьерами. Полуфинал и финал — Сергей Шубенков
Прыжок с шестом. Квалификация (финал — 12 августа) — Тимур Моргунов, Георгий Горохов и Илья Мудров
Молот. Квалификация (финал — 12 августа) — Елизавета Царева и Софья Палкина
Тройной прыжок. Квалификация (финал — 12 августа) — Алексей Федоров
11 августа
Спортивная ходьба. 20 км — Яна Смердова и Василий Мизинов
5000 метров — Ринас Ахмедов