Lifestyle
23 января 2025, Четверг, 15:35

Так наказывали детей в СССР: оказывается, делали только хуже — вот почему метод ставить в угол совсем бесполезен

Здоровье
shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Культурная особенность, которая имеет негативные последствия.

Большинство из нас помнит, как раньше детей ставили в угол. Метод воспитания, знакомый многим, использовался как способ успокоить ребенка или заставить задуматься о своих действиях. Широко применялся в СССР, но не только — в целом для середины и второй половины XX века он был невероятно популярен во многих странах. Но был ли он действенным и какой мотив скрывался за этим, рассказывает Татьяна Чхиквишвили, психолог в сфере развития и теории привязанности, консультант по сну BabySleep.

Зачем детей ставить в угол

Поставить ребенка в угол — это простой способ изолировать его от возбуждающих стимулов и ситуации, не вовлекаясь самому и не отвлекаясь от своих занятий. Он не требует специальных условий, и его легко использовать. Предполагается, что, стоя в углу, ребенок быстрее успокоится и сможет взвешенно обдумать свои поступки — примерно как взрослый.

shutterstock.com

Но развитие мозга еще только идет, психика ребенка незрелая, и ожидаемый эффект вряд ли возможен. Происходящее воспринимается не как возможность поразмышлять над своими ошибками, а как жестокое наказание, зачастую несправедливое. Ребенок чувствует отвержение: это его злит, пугает, фрустрирует, он чувствует обиду или стыд.

Что чувствует ребенок, стоя в углу

Ощущая себя отвергнутым, ребенок боится и стремится любым способом вернуть хорошее отношение. Он искренне готов пообещать все что угодно, лишь бы его простили. Не потому, что осознал, что он в чем-то то был не прав, а просто от страха и желания любой ценой снова добиться любви родителей. Это чисто эмоциональный порыв, а при сильных эмоциях даже у взрослых нет места для здравых рассуждений и спокойного обдумывания своих ошибок. Вероятно, обещанное выполнить не получится, и к новому наказанию добавятся чувство вины и ощущение беспомощности. Ведь от ребенка требуют то, на что он пока физиологически не способен.

shutterstock.com

Насколько эффективно ставить детей в угол

В моменте кажется, что этот метод работает, ведь ребенок некоторое время действительно «как шелковый», но этот эффект краткосрочный. Постепенно чувствительность к такой стимуляции снижается, ребенку становится «все равно», он воспринимает наказание все более равнодушно, а доверяет родителям все меньше, лишь формально выполняя их требования из стремления избежать неприятностей. При этом, если есть ощущение, что проступок останется незамеченным и наказания не будет, соблазн по-прежнему будет очень силен.

Это наказание на время обеспечивает похожую на идеальную картинку, но имеет негативные долгосрочные последствия, мешает формированию надежной привязанности, важной для гармоничного и сбалансированного психоэмоционального развития ребенка.

shutterstock.com

По мере созревания мозга и нервной системы ребенок постепенно осознает и осваивает нормы социального взаимодействия — конечно, при постоянной помощи родителей и других взрослых. Начинает искренне и добровольно следовать им, понимая их важность и необходимость. А наказание «поставить в угол» просто дрессирует, используя страх наказания, и наносит вред отношениям между ребенком и родителями.

Как правильно воспитывать ребенка, если он провинился

Комментирует Татьяна Чернякова, клинический и семейный психолог, автор проекта Psy-Try.

Нужно исключить любые действия, которые провоцируют нарушение базовых психологических потребностей ребенка. Находясь в процессе дисциплинарного воздействия, он все равно должен чувствовать себя в безопасности, понимать, что он любим, ощущать уверенность и родительскую поддержку. Как этого добиться:

  • Объяснять и обучать. Вместо наказания важно объяснить ребенку, что именно он сделал неправильно и какие последствия это имеет.
  • Поддерживать эмоционально. Вместо изоляции ребенка важно помочь ему справиться с эмоциями, которые привели к нежелательному поведению. Форма общения зависит от возраста ребенка. Пока он слишком мал, тактильный контакт, жесты и мимика великолепно выполнят эту задачу. По мере его взросления можно предлагать вместе обсудить его чувства.
  • Подкреплять позитивно. Поощрение хорошего поведения дает лучшие долгосрочные результаты, чем наказание.
  • Родители могут оставаться рядом с ребенком, помогая ему успокоиться, или продолжать заниматься своими делами, находясь в визуальной близости, чтобы помочь ребенку чувствовать себя в безопасности в непростой для него ситуации.

Ставить ребенка в угол — результат культурной интерпретации, которая противоречит научному подходу. Ключевое значение имеет цель, с которой применяется данный метод. Родители хотят успокоить разбушевавшуюся психику ребенка, переключить внимание и затем показать, где и почему его действия были неэффективны или деструктивны. Основной целью постановки в угол может стать все что угодно: от эмоционального пренебрежения и нежелания тратить время на общение с ребенком до жесткого обращения и намерения унизить.

shutterstock.com

Однако научный подход к воспитанию подчеркивает важность диалога и объяснений. Вместо изоляции ребенок нуждается в поддержке для осознания своих ошибок. Эффективные методы воспитания базируются на эмпатии, четких границах и понимании мотивов поведения ребенка. Наказание, связанное с унижением или игнорированием, может иметь долгосрочные последствия для самооценки и эмоционального благополучия ребенка. Гораздо полезнее использовать методы позитивной дисциплины, которые укрепляют доверие и учат ответственности, вместо того чтобы вызывать страх или обиду.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0