Что готовят русские фигуристы на олимпийский сезон. Стратег Гуменник обратился к самым хайповым хореографам России

В межсезонье спортсмены и болельщики получают шанс передохнуть от бешеного соревновательного ритма. Но интерес к фигурному катанию не угасает и в эти месяцы. На передний план выходят новости о творческих тандемах и будущих программах — постепенно нам раскрывают интриги, поэтому даже сейчас можно очертить предварительный топ самых ожидаемых постановок. Что уже известно о подготовке лучших фигуристов России к сезону 2025/26?
Приближается главный старт четырехлетия, и финальный выбор музыкальных композиций и образов на год обретает особую ответственность, ведь зачастую именно олимпийские программы впоследствии становятся визитной карточкой фигуриста. Несмотря на разочаровывающие нюансы участия нашей сборной, к участникам отбора в Пекине устремлено повышенное внимание. Пусть таковых всего двое (если не рассматривать запасных), Аделия Петросян и Петр Гуменник будут представлять на мировой арене фактически всю страну, неважно с флагом или без, а значит, их постановки должны быть запоминающимися и, так скажем, априори выигрышными, по крайней мере, по замыслу.
Если двукратная чемпионка России пока не делится подробностями подготовки и выставляет в основном контент из отпуска, то главный стратег нашей фигурки, как называли Гуменника в сезоне 2024/25, напротив, плотно занимается поиском удачных хореографических решений и демонстрирует это в соцсетях. Тандем складывается уже привычный, как и распределение зон ответственности по программам: Даниил Глейхенгауз вновь отвечает за короткую программу, Илья Авербух — за произвольную.
«С Петей это уже третий сезон, когда мы вместе ставим программы, поэтому можно сказать, что мы уже притерлись. Работать легко и комфортно. Я уже понимаю его сильные и слабые стороны, из-за чего работа идет быстро и хорошо. Что касается этой постановки, мне кажется, у нас получилась очень интересная цельная программа с ярким образом. Петя очень хорошо все прочувствовал. Не могу раскрывать всех деталей, но внутри программы будет классная фишка, которая точно произведет впечатление, и она прекрасно ложится на образ и музыку», — рассказал о работе над короткой программой Глейхенгауз.
Судя по кадрам с постановочного процесса, болельщики предполагают, что это может быть очередная попытка переложить на лед роман «Парфюмер. История одного убийцы». Если теории подтвердятся, то, скажем сразу, «Парфюмер» может претендовать на звание нового «Онегина», поскольку за интерпретацию аналогичной темы взялась еще как минимум Анастасия Зинина. Вообще, спортсменка уже два года восстанавливает форму после травм и ужасающих проблем со здоровьем, так что увидеть ее возвращение, в принципе, будет приятным событием.
На днях Гуменник завершил постановку произвольной программы с Авербухом. Признанный специалист не раскрыл сюжетную основу, но обнадежил фигурнокатательное сообщество тем, что готовится нечто достойное для триумфального возвращения на международку:
«Завесу тайны пока оставлю, к сожалению. Но хочу сказать, что Петр в этой программе еще больше раскрывается. У меня была задача, чтобы произвольная программа по стилистике отличилась от короткой программы, которую делал Даня Глейхенгауз, и которая тоже получилась очень интересной. Отталкивался от уже готовой короткой, поэтому предложил Петру более объемный и менее конкретный образ персонажа.
Так как Гуменник борется за попадание на Олимпийские игры, будет представлять страну, то не привязанный к определенному киногерою образ получится шире и объемнее для произвольной программы. В постановке программы мне помогала Елена Масленникова, привлек Андрея Ежлова, который с Соней Шевченко тренируется в нашей группе. В этом году они очень сильно прибавляют, мы готовимся дать бой фаворитам. Андрей — очень талантливый человек. Для свежего дыхания, необычных дорожек я стараюсь всегда привлекать интересных ребят. Так когда‑то было и с Даней Глейхенгаузом, и с Артемом Федорченко, которые потом стали самостоятельными большими хореографами. В этом я тоже вижу свою миссию».
В это межсезонье Авербух на постоянной основе привлекает к постановочному процессу Андрея Ежлова, выступающего в танцах на льду с Софьей Шевченко, взращивая новый самородок для индустрии. В случае произвольной программы Гуменника Илья Изяславович пригласил фигуриста для поиска интересных подпрыжек, зубчиков и прочих фишек, в том числе технических, в дорожке шагов. Кроме того, Ежлов помогал в создании короткой программы для бронзового призера первенства России среди юниоров Софьи Дзепки.
Также Авербух поставил короткую программу Софье Муравьевой, которая готовится перезапустить карьеру в Северной столице под руководством Профессора Алексея Мишина. Что касается произвольной, за нее взялся хореограф мирового уровня Бенуа Ришо, но обернется ли необычное сотрудничество топом или флопом, покажет время.
Не забывает Авербух и о собственных учениках. Хотя дуэт Шевченко/Ежлов больше продукт Елены Масленниковой, нежели именитого постановщика, он тоже вовлечен в тренировочный процесс. К сезону 2025/26 Илья Изяславович решил «не изобретать велосипед» и предложил ребятам взяться за собственное прочтение «Анны Карениной»:
«На мой взгляд, программа получилась удачной. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского ребятам очень подходят. Программа решена в современной хореографии, нелинейным рассказом. Скорее, ощущение полета, любви, отчаяния — все то, что есть в этой замечательной книге. Как вы знаете, у меня есть такой спектакль и в шоу не раз обращался к этому образу. Мне кажется, что программа подходит для прорыва и выхода на новый уровень, а именно такие задачи мы с ребятами ставим перед собой».
Звучит амбициозно. Главное — чтобы вышло без эффекта вторичности.

Запасным на олимпийскую квалификацию значится Владислав Дикиджи. Как обстоят дела у действующего чемпиона России? Несмотря на мизерные шансы попасть в Милан-2026, он со своим тренером Олегом Татауровым фокусируется на главной зоне роста — второй оценке, то есть мастерстве скольжения и хореографической наполненности программ. Чтобы привести эту составляющую в порядок, они обратились к одному из лучших катальщиков последних десятилетий Михаилу Коляде, который только пробует себя в новой роли. И пусть многие не скрывают скепсиса по отношению к дебюту хореографа-постановщика Коляды, тандем может получиться более чем эффективным. При этом с одной из программ Владиславу помогают на порядок более опытные специалисты Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин.
«Мы так и планировали изменить Владу немного имидж, поэтому привлекли Михаила Коляду. Процесс работы с ним будет продолжаться. Будет ли работать над хореографией? Да, над хореографией и скольжением <…> Еще в прошлом сезоне мы пригласили Наталью Бестемьянову и Игоря Бобрина поставить программу для Владислава. В новом сезоне тоже будем искать постановщиков, которые позволят раскрыть новые грани его таланта. Сейчас он серьезно работает над скольжением, вращениями и другими элементами. Прыжки прыжками, но фигурное катание не только из них», — Татауров подтвердил боевой настрой ученика на сезон.

Другой предполагаемый кандидат на олимпийский отбор Евгений Семененко тоже не собирается опускать руки после неутешительных для него новостей. Алексей Мишин как наставник всегда отличался гибкостью в подходах к работе, поэтому не удивляет «внешний» выбор хореографа. Для работы над одной из программ двукратный чемпион России отправился к Глейхенгаузу в ЦФК Этери Тутберидзе. Заслуженный тренер остался доволен их сотрудничеством:
«Мы сразу же нашли общий язык. Он очень простой и веселый парень, иногда бывает слишком разговорчивым, и его нужно возвращать в образ и процесс. Но на самом деле это не является проблемой, поэтому, кажется, мы отлично провели время вместе. Поскольку это был наш первый совместный опыт, я заранее все обдумал и подготовился, понимая, как представить Женю с лучшей стороны и скрыть какие-то шероховатости. В результате программа получилась очень мощной. В ней много сложных элементов, сильная музыка, которая отлично подходит для Жени. Если собрать все элементы воедино и проработать программу от начала до конца, то получится эффект «вау». Это чувствовалось даже на тренировке, когда мы просто прогоняли программу без сложных элементов. Я уже с нетерпением жду сезона, чтобы увидеть, как программы наполнятся жизнью с костюмами, элементами и в соревновательной атмосфере».
Есть еще пара зацепок по программам наших фигуристов на следующий сезон. Например, Марк Кондратюк анонсировал постановку от Никиты Михайлова, а Роман Савосин — короткую программу от Николая Шелякина и произвольную от Егора Мурашова. В обоих случаях это довольно устоявшиеся тандемы, только Савосину год назад пришлось спонтанно отказываться от постановки Мурашова в пользу прошлогодней — не хотелось бы повторения ситуации.
Не скрывает идею произвольной программы Матвей Ветлугин, который хочет удивлять уникальностью. Для произвольной программы они с Сергеем Комоловым остановились на истории правления императора Александра II. Кажется, такого фигурное катание еще точно не видело.
Если своего рода «Онегиным» олимпийского сезона 2025/26 может стать «Парфюмер», то «Дюной» — «Игра в кальмара». Прошлогодняя короткая программа Лары Наки Гутманн не вызывала однозначных эмоций — ее либо жестко критиковали, либо обожали. До нее фигуристы первых эшелонов не брали что-то в подобном стиле. К олимпийскому сезону соответствующие музыкальные темы из сериала раскроют Софья Чаплыгина и Лев Лазарев.
Но и классика всегда в тренде. Запасная на предолимпийский турнир Алина Горбачева для короткой программы выбрала ремикс «Лунной сонаты». Казалось бы, эту музыку перекладывали на лед бесчисленное множество раз и сделать нечто уникальное с этим материалом невозможно. Но, как говорится, невозможное возможно.
К привычной для фигурки музыке — сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» — обратится в произвольной программе Елена Костылева. Звезда юниорской сборной накатывает постановку сразу же с четверным риттбергером — вот это жажда победы. Консультантом выступила Елизавета Нугуманова, в последние годы сотрудничающая с академией «Ангелы Плющенко». При этом, по словам фигуристки, для короткой мама Костылевой и Яна Рудковская постановщика еще только ищут.

Майкл Джексон не классика в традиционном смысле, но в спорте уже не воспринимается никак иначе. В короткой программе Ксении Гущиной музыкальным сопровождением станет трек Smooth Criminal. За идею и ее реализацию отвечает хореограф с уже внушительным послужным списком, несмотря на юный возраст, Артем Федорченко.
В парном катании нас тоже ожидают шедевры. Пока Анастасия Мишина/Александр Галлямов оправляются от травмы партнера и вестей о недопуске на Олимпиаду, их соперники усиленно готовятся к сезону. Представители Тим Тутберидзе Александра Бойкова/Дмитрий Козловский и Анастасия Мухортова/Дмитрий Евгеньев работают с Албеной Денковой и Максимом Стависким.
Привлекла ли Нина Мозер кого-то извне для того, чтобы создать победные постановки Наталье Хабибуллиной/Илье Княжуку, неизвестно, но она обещает, что мы увидим ребят другими по стилистике и не только. Группой Тамары Москвиной (не считая Мишину/Галлямова) занимается Николай Морошкин: программы для Софии Дианы Касинс/Александра Брегея, Анны Москалевой/Артема Родзянова и Ясмины Кадыровой/Ильи Миронова уже на стадии отработки.
В общем, предстоящий сезон 2025/26 обещает удивлять.