Автомобили

Особенность легендарной машины СССР, которую сегодня никто не поймет: зачем в ГАЗ-52 делали дырки

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Замечали?

В СССР некоторые модели автомобилей, на первый взгляд, отличить было почти невозможно: одинаковая кабина, одинаковый капот. Но у знатоков был свой секрет: они обращали внимание на маленькие детали. К примеру, грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53 внешне отличали по отверстиям рядом с правой фарой: если они есть, значит это ГАЗ-52. Но мало кто знает, что они выполняли не только отличительную функцию.

Грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53 — близнецы?

Обе машины выпускались в Горьком и стали настоящей легендой советских дорог. ГАЗ-52 был поменьше — с 6-цилиндровым мотором и грузоподъемностью 2,5 тонны. ГАЗ-53 считался более серьезным — под капотом стояла V-образная «восьмерка», а грузоподъемность достигала 3,5–4 тонны. Кабины и капоты были унифицированы: завод экономил силы и средства, ведь машины делались миллионами экземпляров и шли как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Ю. Дворянников, РИА Новости

Интересно, что сама история появления ГАЗ-53 связана с политикой. Горьковский автозавод спешил выпустить новый грузовик к XXII съезду КПСС в 1961 году — в качестве подарка. Но моторы для него еще не были готовы, поэтому первые машины, ГАЗ-53Ф, вышли с форсированным старым двигателем. Это была своего рода переходная модель — уже с новой кабиной, но со старым шасси. Настоящий ГАЗ-53 с 8-цилиндровым мотором появился только в 1964 году.

Для чего были нужны три отверстия

Секрет прост: на ГАЗ-53 с 1973 года устанавливали Государственный знак качества — серую пластиковую эмблему, которую крепили справа на решетке радиатора, как раз между фарой и подфарником.

shutterstock.com

У ГАЗ-52 такого «ордена» не было, но штампы для облицовки использовали те же самые. В итоге на месте эмблемы оставались три аккуратные крепежные дырки. Водители и механики быстро прозвали их «дырками от ордена».

Гордость советского экспорта

И ГАЗ-52, и ГАЗ-53 поставляли за рубеж: от социалистических стран Восточной Европы до Кубы и Африки. В Болгарии даже построили завод, где собирали «газоны» из машинокомплектов. За границей их ценили за простоту, ремонтопригодность и способность работать в тяжелых условиях.

Сейчас старенькие ГАЗ-52 встречаются все реже, а треугольные дырки на облицовке выглядят странно для тех, кто не знает истории автопрома.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0