Этот автобус СССР получил награды на Западе, его хотели купить американцы, а у нас и не видели: что за «Юность»?

В советской автопроме есть машины, о которых слышали немногие, но которые оставили заметный след в истории. Одной из таких стала ЗИЛ-118 «Юность» — представительский автобус, созданный в начале 1960-х на базе лимузина ЗИЛ-111. За границей он получал престижные награды, его хотели производить в США, но для большинства советских граждан он так и остался недосягаемым.

Автобус из лимузина
В конце 1950-х годов завод имени Лихачева собирал лимузины ЗИЛ-111 — автомобили для высшего партийного руководства. Их выпуск был ограниченным, и часть производственных мощностей оставалась незадействованной. Группа инженеров во главе с Николаем Гринчаром решила создать на агрегатах лимузина многоместный автомобиль с повышенным комфортом.
Так появился ЗИЛ-118. От исходной модели автобус получил автоматическую коробку передач, подвеску, рулевое управление и тормозную систему. Двигатель — V8 мощностью 150 л. с. от грузовика ЗИЛ-130 — обеспечивал максимальную скорость около 120 км/ч, что по тем временам считалось отличным показателем для машины массой более трех тонн. В салоне было 17–18 посадочных мест, а панорамное остекление делало интерьер просторным и светлым.

Восторг в СССР и за рубежом
Премьерный показ «Юности» произвел сильное впечатление на Никиту Хрущева, который даже назвал автобус «народным автомобилем». Однако настоящий триумф ждал модель в 1967 году на Международной автобусной неделе в Ницце, где она получила сразу 12 наград.
В 1970-м, во время визита в Москву, Генри Форд II предпочел в качестве автомобиля сопровождения именно «Юность» и предложил наладить ее производство на заводах Ford в США. Но советская сторона от идеи отказалась.
Почему автобус остался редкостью
Несмотря на успех, серийного производства так и не наладили. Для рентабельности требовалось выпускать до тысячи машин в год, а таких планов в экономике СССР не было. С 1963 по 1994 год построили чуть больше сотни «Юностей» всех модификаций, включая версии для обслуживания правительственных делегаций, скорые помощи, машины спецсвязи для КГБ и лаборатории МВД.

В 1970-х автобус получил более строгий дизайн в духе ЗИЛ-114 и «Чайки», а в начале 1990-х — индекс ЗИЛ-3207. Но даже с обновлениями он оставался штучным продуктом.
Воспоминание с испытаний
Один из очевидцев делится в журнале «Авто.ру»:
«1980 или 1981 работал студентом в совхозе комбайнером. Совхоз «Темп», граница Тульской и Московской областей. В рядом расположенном в Московской области пионерском лагере была база испытателей завода ЗИЛ. Они испытывали тормоза. Испытывали ЗИЛ 4104, но мы его называли 117, и такой автобус у них был тоже на испытаниях. Облазил их все. Помню постучал по крыше, как по железной болванке. Панорамные стекла на крыше не помню. Ребята попросили прокатить их. Испытатели 150 по грунтовке, как дали. Машина едет, даже не шевелиться. Ребята прокатились минут 10, а потом километров 7 назад пешком шли. А я не поехал. До сих пор жалею…».
Сегодня ЗИЛ-118 «Юность» — редкий экспонат в музеях и на ретропоказах. Он остался символом нереализованных возможностей советского автопрома — машины, способной заинтересовать за границей, но так и не ставшей доступной для своих.


