Те, кто жил в СССР, точно видели этот уникальный автомобиль: теперь он навсегда пропал — куда исчез пивовоз

В советские времена по улицам городов неспешно катили цистерны, из которых летом разливалось пенное в кружки жаждущим прохожим. Один из самых узнаваемых символов этой эпохи — пивовоз Т-322, специальный грузовик-цистерна для перевозки живого пива, созданный на базе ГАЗ-51А.
Пивовоз Т-322 выпускался с 1971 по 1975 год автокомбинатами «Моспродтранса». Он представлял собой автоцистерну, установленную на шасси одного из самых массовых и надежных грузовиков своего времени — ГАЗ-51А. Это был не просто рабочий автомобиль — он стал настоящей опорой народного хозяйства, перевозя все: от картошки до стройматериалов, и, как оказалось, — пиво.
Базовая модель ГАЗ-51 была разработана еще в 1940-х и пошла в серию после войны. ГАЗ-51А — это модернизированная версия, выпускавшаяся с 1956 года. Машина имела:
- грузоподъемность 2,5 тонны;
- двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 70 л. с.;
- максимальную скорость около 70 км/ч;
- простую и ремонтопригодную конструкцию;
- отличную проходимость даже на проселке.
Ее можно было встретить повсюду — от сельских дорог до городских улиц. Водители ценили «пятьдесят первый» за его надежность, выносливость и простоту — даже в условиях слабого сервиса.
Для пивовоза это была идеальная база: шасси подходило по весу и габаритам, а техническая неприхотливость позволяла работать в любых условиях.
Пивовозы Т-322 активно использовались в городах, особенно в Москве. Цистерна, установленная на шасси, имела разделения на секции, чтобы можно было везти несколько сортов пива одновременно. Летом пивовозы становились настоящим оазисом на асфальте — прямо из крана на борту наливали холодное живое пиво в стеклянные кружки, банки или алюминиевые кружки, которые покупатели приносили с собой.
Для многих горожан встреча с пивовозом становилась ритуалом: после работы, в жару, — очередь, легкий гул разговоров, металлический лязг кружек и неповторимый вкус свежего «Жигулевского».
Производство Т-322 прекратилось в 1975 году. Сначала это объяснялось техническим устареванием — ГАЗ-51А снимался с производства, ему на смену приходили новые модели. Кроме того, изменилась санитарная политика: живое пиво, перевозимое в цистернах, стало уступать место пастеризованному в бутылках, а продажа с машины стала считаться менее гигиеничной.
В 1980-х пивовозы начали исчезать с улиц. Часть из них перепрофилировали, часть списали, а многие были банально распилены и сданы на металлолом в эпоху 1990-х, когда выживали буквально на всем, что под руку попадалось.
Сегодня Т-322 — настоящий раритет, почти исчезнувший. Сохранившихся экземпляров — единицы. В музеях техники их почти нет, а для реконструкторов и коллекционеров — это мечта: найти целое шасси ГАЗ-51А, саму цистерну, оригинальные надписи и восстановить дух той эпохи.