«Россия — не однозначный фаворит, не удивлюсь, если в Пекине не будет золота». Филатов — о хоккее на Олимпиаде
За неделю до старта олимпийского хоккейного турнира мы пообщались с бывшим хоккеистом, агентом и экспертом Никитой Филатовым. Чемпион мира среди молодежи оценил состав сборной России, назвал фаворитов Олимпиады и выразил мнение о безумных ограничениях в Пекине.
— Перед тем как поговорить о турнире в Пекине, давайте поностальгируем. Какую первую Олимпиаду вы увидели в своей жизни?
— Мне запала в душу Олимпиада в Нагано. Прежде всего потому что мне с детства всегда нравился Павел Буре. И пять голов финнам в полуфинале — это фантастика! Уже в 8 лет у меня это отложилось. Потом этот момент везде прокручивали.
— Вы повторяли трюк Буре? Забивали на международных турнирах пять шайб?
— О, нет. Только три.
— Не кажется ли вам, если сравнивать с Нагано-1998 или Солт-Лейк-Сити-2002, что Олимпиады обесценились?
— Это сложный вопрос. Золото Олимпиады — это всегда золото Олимпиады. Сейчас, в моменте, мы, может быть, и осознаем, что в Пекине не будет всех сильнейших. Но разве спустя четыре года после Пхенчхана мы не ценим ту победу?
— Но тогда Россия была настолько очевидным фаворитом, что любой результат кроме золота был бы воспринят в штыки.
— Безусловно. На той Олимпиаде мы были фаворитами с запасом. А тот факт, что мы играли в финале с немцами, которых там вообще никто не ждал, добавило тем Играм изюминки. Казалось, что уж немцев мы должны были совсем не заметить. Получилось все совершенно иначе.
— Недавно стало известно, что Вадима Шипачева выбрали капитаном сборной России. При этом за ним тянется шлейф игрока мягкотелого и не особо характерного. Как это сочетается с его ролью в национальной команде?
— На мой взгляд, это мнение дилетантов. Шипачев последние 8-10 лет является топ-3 игроков каждого сезона КХЛ. Он выигрывал Кубок Гагарина, причем дважды. Человек регулярно посещает чемпионаты мира. Как мы можем говорить, что Шипачев мягкотелый? Есть еще один игрок, которого ошибочно считают мягкотелым — это Никита Гусев. Он спас страну на прошлой Олимпиаде! Так что Шипачев капитан по делу, он однозначный лидер команды.
— Вы сами были капитаном сборной России на молодежном чемпионате мира. Какова роль капитана на краткосрочном международном турнире как МЧМ или Олимпиада?
— Тут очень важен авторитет. Наверное, мы не можем поставить Шипачева в один ряд с Морозовым — таких капитанов единицы, их стоит убрать за скобки. Но для этого состава Вадим — авторитет. Он и старше всех, и турниров больших провел немало. Опыта у него больше всех. А роль капитана в сборной мало чем отличается от роли капитана в клубе. Он должен сплотить коллектив, повести за собой. Должен ли он много говорить?
— Кто лучший капитан, с которым вы играли?
— Если долго не думать, то сходу приходит на ум Саня Свитов.
— На прошлой Олимпиаде Шипачев сыграл всего один матч, сев в запас после игры со Словакией. Сейчас он — первый центр, капитан, лидер. Это Вадим так за четыре года «прокачался», или КХЛ так ослабла, что последние стали первыми?
— Я думаю, тут комплекс причин. На бумаге нынешний состав действительно выглядит послабее, чем тот, что был у нас в Пхенчхане. Но это совершенно не значит, что это проявится в игре. Не знаю, хорошо это или плохо, что Шипачев сейчас безоговорочный лидер. Не секрет, что в России проблемы с центральными нападающими. Но это то, как оно есть, ничего с этим не поделать.
— Отсутствие какой фамилии в составе сборной России вас удивило?
— Тут надо понимать, что важнее не индивидуальности, а то, как наш тренерский штаб в целом видит концепцию команды. Во что они хотят играть? Очевидно, отсутствие таких игроков, как Антон Бурдасов и Сергей Толчинский, бросается в глаза. То же самое касается и Андрея Кузьменко, который попал только в резервный состав.
— Тем более у Кузьменко есть сыгранная связка с Бурдасовым. В СКА они играют вместе не первый сезон. На ваш взгляд, клубные связки в сборной — это важно или пережиток советского прошлого?
— Я знаю, что есть мнение, что если система правильная, если все на одной волне, то неважно, кто с кем играет, потому что действовать игроки должны четко и по заданию. Честно? Я считаю, что на таком коротком турнире значение сыгранной даже не тройки, а пары имеет значение. Какая бы ни была система, какой бы ни был уровень мастерства, будет проще играть, если рядом знакомый партнер. Меня тут не переспорить.
— У сборной России такая связка будет всего одна — Гусев-Шипачев. Да и то, если их не разобьют.
— Они вместе не играли сколько? Три года? Четыре?
— Но руки-то помнят.
— Это уже к разговору о том, что большие мастера друг друга всегда поймут. Но очевидно, что Гусев и Шипачев — это два игрока, которые по своему атакующему потенциалу далеко впереди всех.
— Вас, как в прошлом техничного крайнего нападающего, не коробит, что игроков такого плана в сборной России сейчас не особо ценят? Мы едем в Пекин с тремя почти оборонительными звеньями.
— Это, опять же, вопрос концепции. Тренерский штаб видит вот такой путь к медалям. Правильный ли он? Покажет турнир. Я не сказал бы, что тот же Антон Слепышев ничего не умеет в атаке. Просто он более сбалансированный нападающий.
— Вокруг персоны Сергея Толчинского выстроилась целая теория заговора. Якобы его не взяли в сборную из-за кричалки, которую он после победы в финале Кубка Гагарина спел про ЦСКА. Сколько процентов вы даете на то, что это правда?
— Ноль! Я считаю, это ерунда полная. Это версия для болельщиков, которым хочется что-то острое обсудить. На таком уровне места обидам не остается. Возьмите конфликт Карпина и Дзюбы. Он же был многолетним. Но Валерий Георгиевич все равно вызывал Артема. То, что тот отказался — тема для отдельного разговора.
— Вас не удивило, что Толчинского в клубе не поддержали? Сказали, что он снизил требования, не соответствует уровню сборной.
— Не мне судить руководство «Авангарда». Но мне трудно такое представить в Северной Америке. Там к публичной критике игроков прибегают крайне редко. Помню, как владелец «Далласа», когда Сегин и Бенн выдали неважный старт сезона, сказал, что лидеры не справляются. Там обычно, когда лидеры не справляются, их молча меняют.
— Кто для вас фаворит Олимпиады?
— Сразу скажу, что для меня сборная России — не однозначный фаворит Олимпиады. Я выделю три сборные, которые находятся на примерно одном уровне: наши, финны и чехи. Вообще не удивлюсь, если у России на этой Олимпиаде не будет золота. Хотя все мы желаем парням победы.
— Согласны, что сборную России в Пекине от сборной России в Пхенчхане прежде всего отличает вратарская линия совершенно другого уровня?
— Конечно, она совершенно другого уровня. Менее опытная. Но все это на бумаге. Очевидно, что громких имен у России на этот раз немного. Даже открываешь состав чехов или финнов — там для простого болельщика много серьезных имен.
— Червенка, Коварж, Крейчи. Ягра только нет…
— Почему я назвал чехов среди фаворитов? У топ-сборной в походе за золотом будет три-четыре серьезных матча. В такой ситуации опыт будет очень многое решать. У чехов есть шесть-семь человек, которые бывали в таких передрягах. Финны в принципе крепкая и неудобная для нас команда.
— Ваш бывший напарник — Тему Хартикайнен — главный фактор сборной Финляндии?
— Их главный фактор — система. При этом, конечно, есть в составе и великолепные мастера. Прежде всего сыгранная тройка из «Салавата Юлаева», которая не первый год делает результат в КХЛ. Что касается непосредственно Тему, то он, что несвойственно габаритному форварду, невероятно понимает хоккей. Он не боится черновой работы, может забить, отдать. В тройку сильнейших легионеров в истории КХЛ он тоже входит.
— Вы играли с Денисом Осиповым вместе в «Адмирале». Для вас шок, что он сейчас едет в Пекин играть за сборную Китая?
— В наше время ничему уже не удивляешься. Все что угодно может быть! В каком-то плане это круто. Для него уж точно.
— Вы бы согласились выступать за сборную Китая, если бы получили соответствующее предложение?
— Почему нет? Конечно!
— А если бы против России пришлось играть?
— А как канадцы играют за разные сборные? Где их только нет: Корея, Италия, Казахстан. Это обычная практика. В идеале, конечно, надо жить в стране и играть за клуб из этой страны, чтобы это была не разовая акция.
— На Олимпиаде нужно будет делать тесты каждый день, перемещаться только из отеля на арену и обратно, соблюдать еще массу правил. Как игрокам не сойти с ума за эту пару недель?
— Никто там не сойдет с ума. Поверьте. Подготовка к любому серьезному турниру подразумевает максимальный фокус. Это в любом случае сборы, тот же закрытый Новогорск. Вспоминая подготовку к МЧМ, скажу, что там тоже все было по часам и с множеством тестов, проверок. Тут разница в том, что добавятся маски на лице. Но в любом случае для парней, которые давно в хоккее, кардинально нового ничего не будет.
— В регламенте олимпийского хоккейного турнира много чего интересно. В частности, если заболеют финалисты и участники матча за третье место, чемпионами будут признаны две команды. Как вам такое новшество?
— Не знаю, как на это реагировать. Но это реалии сегодняшнего дня. Удивительно ли это? Странно? Конечно. Можем ли мы с этим что-то сделать? Не знаю. Разве что Олимпиаду отменить. Но я за то, чтобы она была. Единственное, я бы подумал о том, чтобы перенести ее на лето. Смогли бы приехать хоккеисты из НХЛ — это главный плюс. Второй фактор — вдруг ситуация с ковидом за эти несколько месяцев улучшилась бы? Очевидно, что сейчас не самое лучшее время для больших спортивных мероприятий.
— А может, есть резон включить хоккей в программу летних Олимпийских игр? Тогда НХЛ гарантированно бы приезжала каждые четыре года.
— Турнир должен быть таким, чтобы его максимально было интересно смотреть зрителю. И зрителю абсолютно все равно, когда он будет проходить. Олимпиада — это соревнование лучших. Все сразу вспоминают Нагано и Солт-Лейк-Сити, Ванкувер и Сочи. Именно из-за такого хоккея мальчишки и идут в хоккей.
— Но даже на Кубке мира, который проходил во второй половине сентября, многие игроки были далеки от своих оптимальных кондиций. Не получится ли так, что Олимпиада будет уровня предсезонки?
— Не вижу проблемы подготовиться к турниру, если об этом предупредить за неделю. Все ребята профессионалы, форму набирают быстро. Тем более когда знают, ради чего это все затевается.