На рубеже «нулевых» и «десятых» Премьер-лига была гораздо интереснее нынешнего образца и вполне соответствовала статусу топ-турнира: сильные легионеры играли не только в «Зените», российские футболисты реально считались звездами, клубы пока еще шумели в еврокубках, а чемпионская интрига не испарялась каждый год задолго до последнего тура — кроме одного сезона, когда Лучано Спаллетти освоился в Петербурге и вынес всех будто вообще не напрягаясь.
Речь о розыгрыше РПЛ-2011/12, который стал долгоиграющим и затянулся аж на 428 дней из-за перехода на систему «осень-весна»: команды сыграли обычный двухкруговой чемпионат, а потом их разделили на две восьмерки.
Подобную схему не зря хотели вернуть Станислав Черчесов, экс-президент РПЛ Сергей Прядкин, гендиректор «Спартака» Евгений Мележиков и многие другие — второй отрезок турнира среди лидеров был легендарным: никаких проходных игр вверху таблицы, каждый тур гарантированное рубилово грандов. Не хватило только внятной борьбы за золото.
«Зенит» Спаллетти был хорош в Европе и доминировал в России как никто другой
Итальянец возглавил сине-бело-голубых в декабре 2009 года и сразу же показал конкурентам, кто тут батюшка: в первой половине 2010-го взял Кубок, а во второй — стал чемпионом России с 6-очковым отрывом от ЦСКА. А еще, празднуя победу в РПЛ, доказал: ему не страшны не только конкуренты, но и лютые петербургские морозы.
Та команда только строилась и могла жестко провалиться, как случилось в гостевых играх квалификации ЛЧ с «Осером» и ⅛ финала ЛЕ со «сраным» «Твенте» (трешку загрузили с Бруну Алвешем и Данни), однако почти всегда показывала высокий уровень. В следующем же сезоне ее и вовсе было не остановить.
«Зенит» будто успокоил всех конкурентов и стандартные 30 туров сезона-2011/12 завершил лишь с небольшим преимуществом в пару очков над ЦСКА, хотя по факту перевес должен был быть в два с половиной раза больше: чемпионы получили техническое поражение 0:3 из-за отсутствия молодого воспитанника в очном матче с армейцами, который завершился со счетом 1:1.
Параллельно с этим петербуржцы впервые в истории пробились в ⅛ финала ЛЧ, обойдя в группе мощнейший «Порту» с Отаменди, Моутиньо, Халком и Хамесом (за полгода до этого португальцы вынесли «Спартак» в ¼ финала ЛЕ с общим счетом 10:3 и в итоге взяли титул), а также крепкий «Шахтер» с Ракицким, Мхитаряном, Дугласом Костой, Виллианом и Луисом Адриано.
Вполне справедливо попасть в восьмерку лучших клубов Европы «Зениту» помешали ляпы Юрия Жевнова, который заменил травмированного Вячеслава Малафеева. Белорус привез оба гола в первом матче с «Бенфикой» (3:2), и преимущества не хватило — в ответной встрече петербуржцы уступили 0:2.
Зато в турнире первой восьмерки РПЛ «Зенит» был безупречен и увеличил гандикап до немыслимых 13 баллов. Пока оппоненты срубали друг друга и постоянно теряли очки, сине-бело-голубые вообще без напряга взяли второе чемпионство подряд.
Та команда заслуживает статуса сильнейшего доминатора России не только из-за весомого преимущества в таблице. Просто посмотрите на ее конкурентов и сравните их мощь с не самыми звездными оппонентами «Спартака» 90-х и «Зенита» нынешнего образца:
- ЦСКА с божественными Думбия и Вагнером Лавом в нападении, а также праймовыми Тошичем, Хондой и Дзагоевым в полузащите делом доказывал статус команды уровня плей-фф ЛЧ;
- «Анжи» как раз засиял в то время: каждое трансферное окно Сулейман Керимов привозил в Россию звезд вроде Хиддинка, Самба, Это’о, Роберто Карлоса, Жиркова и Буссуфа;
- «Динамо» Сергея Силкина было, пожалуй, лучшим в российской истории: молодые Кокорин и Смолов, подменяющие монструозных Воронина и Кураньи, Джуджак и Самедов на флангах, Семшов и Мисимович в центре поля;
- В «Спартак» тогда не приехал Фалькао, но культовых имен хватало и без него: Валерий Карпин, братья Комбаровы, Дзюба, двоечник Кариока, загадочный Деми де Зеув, Ананидзе, Пареха, Веллитон.
Кстати, именно в сезоне-2011/12 бразилец надолго вывел из строя Игоря Акинфеева.
- «Рубин», конечно, уже не был такой машиной, как в 2009-м, но все равно имел славный ростер: Рыжиков в воротах, Ансалди, Навас и Бокетти в обороне, Нобоа, Рязанцев, Еременко и Натхо в полузащите, Карадениз и Дядюн (!!!) впереди;
- «Локомотив» Ольги Смородской тоже был гениален и состоял из топ-связок: Ибричич-Сапатер, Сычев-Павлюченко, Тарасов-Глушаков, Шишкин-Ещенко и Бурлак-Беляев — тогда все были уверены, что они в будущем сменят Игнашевича и кого-то из Березуцких в сборной.
- Шикарным мог быть и «Терек» Руда Гуллита. Но что-то пошло не так.
Каждая из перечисленных команд, разве что кроме «Локо» и «Терека», в РПЛ-22/23 точно претендовала бы на чемпионство. Но это сейчас и против совсем другого «Зенита» — тягаться с тем было никому не под силу.
Вдвойне приятно, что костяк той команды составляли российские футболисты: Малафеев, Анюков, Денисов, Семак, Широков, Зырянов, Файзулин, Быстров, Кержаков. Иностранцы, за исключением не оправдавшего надежд Бруну Алвеша, тоже были в полнейшем порядке: Губочан, Ломбертс, Кришито, Данни и Лазович идеально дополняли картину.
При этом «Зенит» был амбициозен и хотел замахнуться даже на полуфинал ЛЧ. Смотря на ту команду, это не казалось чем-то совсем уж бредовым. По крайней мере, при удачной жеребьевке и серьезном усилении столь фантастичный расклад был вполне осязаем. И топовых новичков действительно подвезли, однако не учли фактор местного менталитета.
«Раздевалка» не приняла дорогостоящих новичков и заруинила один из лучших образцов «Зенита»
3 сентября 2012 года, в последний день трансферного окна РПЛ и подачи заявки в ЛЧ, прогремела главная трансферная бомба в истории России: «Зенит» объявил о переходе Халка из «Порту» и Витцеля из «Бенфики» — за каждого петербуржцы отдали по 40 млн.
Спаллетти очень просил именно этих футболистов, их скиллы вживую он как раз наблюдал в предыдущем сезоне, и боссы сине-бело-голубых не пожалели средств. Только вот действующие игроки, оценив оклады новичков, захотели себе жирной прибавки.
В СМИ просочилась информация, якобы Денисов, Широков, Анюков и Кержаков забунтовали. Комментатор Геннадий Орлов все опровергал: «Слухи распространяют враги «Зенита». Это не более чем мечты людей, которые хотели бы разрушить команду».
Тем не менее заметно ухудшающиеся результаты «Зенита» говорили об обратном. Команда, которая чуть ранее обыграла «Динамо» с ЦСКА и размазала «Спартак» 5:0 (тогда это еще не вошло в привычку), просто посыпалась: уступила 0:2 на своем поле «Тереку» в дебютной игре Халка, а потом получила трешку от «Малаги» в ЛЧ — дублем отметился молодой Иско.
Тот же Орлов признавался: «В таком плохом физическом состоянии я «Зенит» при Спаллетти еще не видел».
Как выяснилось, самое веселье было впереди. В Самаре Денисов отказался выходить на поле, после чего его и солидарного с ним Кержакова отправили в дубль. Халк тогда забил дебютный гол в России, причем очень красивый, а болельщики все равно грустили — безумно крутая команда с бешеным потенциалом вместо превращения в еврогранда разваливалась на глазах.
«Зенит» перестал быть одним целым и разделился на два враждующих лагеря — россияне и иностранцы.
Первый был разочарован вторым:
- Денисов: «Разве новички «Зенита» настолько сильнее, чтобы получать в три раза больше?»;
- Быстров: «Я поддерживаю Денисова и не состою в каком-то заговоре».
А второй — первым:
- Данни: «Неправильно, что Денисов и Кержаков потребовали зарплату, как у Халка и Витцеля»;
- Спаллетти: «Возвращение в состав Денисова и Кержакова зависит только от них. Как только они покажут намерение быть в этой команде и расти, их примут обратно с распростертыми объятиями».
Пришлось вмешиваться лично владельцу клуба Алексею Миллеру, который вместо деловых переговоров с индийскими предпринимателями отправился выяснять отношения с Денисовым. На официальном зенитовском сайте тогда вышло обращение футболиста:
«Мне потребовалось время, чтобы осознать произошедшее. В той ситуации я поступил неправильно, поддавшись эмоциям, и в итоге не смог помочь партнерам по команде и оправдать ожидания наших преданных болельщиков. У меня действующий контракт, я должен и хочу отработать его до конца. Я вырос и сформировался как профессионал в «Зените» и очень хочу приносить пользу своему клубу».
Дежурные слова Игоря, которого, как и ранее Кержакова, вернули в основу, мало кто воспринял всерьез, а вскоре атмосферу в команде добил лично синьор Лучано. Специалист еще больше похоронил надежды на ренессанс «Зенита» — зачем-то соврал журналистам, что отмечал день рождения Кержакова вместе с игроками, и жестко уронил свой авторитет в глазах футболистов.
«С моими футболистами у меня нет никаких проблем. Вчера был день рождения Кержакова, и я там присутствовал. Рядом были Денисов, Широков, Быстров. Все сидели рядом. Все вместе праздновали день рождения Кержакова. Халка там не было, потому что одновременно был день рождения Алвеша, и он был там, а я не мог разорваться».
Игроки «Зенита» тут же опровергли слова Лучано:
- Широков: «Спаллетти был в шапке-невидимке?»;
- Бруну Алвеш: «Во вторник утром была тренировка. Потом я уехал с базы, забрал своих детей домой. Вечером поужинал вместе с семьей. Не знаю, где был Спаллетти. Но никакой вечеринки вечером у меня точно не было»;
- Кержаков: «На своем дне рожденья Спаллетти не видел».
Этим жестом Спаллетти потерял «раздевалку». Его перестали уважать даже иностранцы: за 10 минут до конца матча с «Миланом» Лучано заменил Халка, и бразилец отказался пожимать ему руку, ярко жестикулировал и громко ругался.
Позже звездный новичок намекнул — надо что-то менять: «Я отлично освоился в Санкт-Петербурге, моя семья прекрасно чувствует себя в этом городе. Но если конфликтная ситуация со Спаллетти не разрешится, я могу покинуть «Зенит» уже в январе».
В то же время Ломбертс рассказал, что Денисов снова начал прессовать Халка и Витцеля: «Он упрекнул их в недостаточной работоспособности». В те годы на ТВ царствовало скандальное шоу «Дом-2», однако футбольным болельщикам было незачем его смотреть. Ведь у них был «Зенит».
Эти конфликты, как и предыдущие, удалось показательно урегулировать. Правда, все всё понимали — времена Спаллетти в Петербурге заканчиваются.
Новый 2013-й год — новые проблемы. «Зенит» за счет магии Халка прошел в 1/16 финала ЛЕ сам «Ливерпуль», а потом внезапно споткнулся на «Базеле». Реализуй пенальти за 5 минут до конца ответного матча, сине-бело-голубые добились бы овертайма, но Широков проигнорировал просьбу Халка отдать ему мяч и не пробил Зоммера.
Через несколько лет петербургские болельщики осознали, Халк — вовсе не мастер пробития 11-метровых (запарывал 3 штуки подряд), однако тогда об этом никто не догадывался. Широков в привычной манере отвечал скептикам: «Пенальти в «Зените» предписано бить только мне и Кержакову. Сейчас была моя очередь. Халку не надо подходить и сбивать людей. Ему надо своими делами заниматься — бить по «девяткам» и приносить победы».
Команда мастеров и единомышленников потеряла второе качество, а лишь на первом далеко не уедешь. Позже Роман и вовсе повторил трюк Халка — после замены в матче с «Ростовом» не пожал руку Спаллетти. Также в объективы камер попали эмоции Данни: португалец у всех на виду наорал на тренера, словно тот для него вообще не авторитет. Похоже, так на самом деле и было.
«Широков был рассержен и недоволен заменой. Тогда как, с моей точки зрения, он должен был быть недоволен своей игрой», — парировал Лучано. Тем временем команда-доминатор сложила полномочия, заняв второе место вслед за ЦСКА.
Летом 2013-го «Зенит» отдал Денисова «Анжи», подписал на место лидеров раздевалки постаревших Аршавина и Тимощука и вроде бы даже снова встал на ноги — как и прежде, обыгрывал «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Порту». А потом уступил в Кубке Тюмени из Второй лиги, и понеслось: 7 матчей без побед и 4 поражения, в том числе позорнейшие 1:4 с «Аустрией».
При этом команда даже как-то умудрилась выйти в плей-офф ЛЧ с 6 очками, чтобы красиво отлететь там от «Боруссии» — с дальнобойной пушечкой Халка. Спаллетти, впрочем, уже ничем не рулил — в марте 2014-го, сразу после зимней паузы и нулевой ничьей с «Томью», Лучано уволили. Примерно в то же время ушли Быстров с Широковым. Приглашая Халка и Витселя, боссы «Зенита» явно не рассчитывали на такой грустный финал итальянца в России.
Российские футболисты обвиняли в неудачах «Зенита» Спаллетти. А легионеры — самих россиян
Уже на финише карьеры Денисов рассказал, что, оказывается, сам был инициатором приглашения в Петербург топовых иностранцев. Весьма иронично, не правда ли?
«Чтобы в «Зенит» пришли два-три иностранца, это была моя идея. Я встречался с руководителями клуба, разговаривал со Спаллетти: «Пожалуйста, пригласите сильных футболистов». Моей мечтой было дойти до полуфинала Лиги чемпионов. Я пошел разговаривать со Спаллетти, он меня поддержал. Мы вшестером — костяк команды, фамилий называть не буду — собрались с руководителем клуба. Я говорил: «Поднимите зарплату каждому до 3,5 млн евро и спокойно приглашайте игроков хоть на 10, хоть на 20 млн».
«Зенит» все мы поднимали с колен. Мы выигрывали еврокубки и делали «Зенит» самым сильным клубом страны. В 2003 году Халк пришел бы к нам? Нет. В 2004-м? Но он пришел в тот «Зенит», который мы сделали. Тогда в «Зенит» хотел прийти Уэсли Снейдер. Я говорил: дайте ему зарплату хоть 8 млн, только чтобы он пришел к нам. Но вот этот костяк должен получать больше, чем сейчас. Потому что это правильно.
Мы уехали играть со сборной Израиля, обыграли его 4:0, и в 12 ночи пришла смс, что «Зенит» купил Халка и Витцеля. Я набрал в клуб узнать, что будет с нами, и мне ответили: «А вы подождете». Спустя 6 лет я могу сказать: мы все поступили неправильно — и я, и руководство».
Двое других петербургских воспитанников больше акцентировали внимание на далеко не всегда адекватном поведении Лучано Спаллетти.
«Спаллетти сам разрушил атмосферу и коллектив в команде, поссорил всех, кого мог. Он сам сделал себя главным, в последний год руководил командой фактически в одиночку. А игры у команды не было», — утверждал Быстров.
«Открытых конфликтов со Спаллетти у меня никогда не было. Но мы поговорили перед отправкой в дубль: он вроде объяснил мне свое решение, а потом на пресс-конференции выдвинул совершенно иную версию, стопроцентно абсурдную», — признавался Кержаков.
Зато иностранцы винили именно россиян. Либо прямо, как Халк, либо косвенно, как Фернанду Мейра.
«Лично для меня Спаллетти — лучший тренер в карьере, но у Лучано были проблемы в общении с игроками. Думаю, он боялся русских игроков», — отмечал Мейра.
«Когда я перешел в «Зенит», атмосфера в команде была ужасная, мне хотелось уйти. Команда была разделена, российские игроки не разговаривали с легионерами. Это не шло на пользу команде, поэтому о победах не могло идти речи.
После прихода Андре Виллаша-Боаша ситуация наладилась. Клуб расстался с гнилыми яблоками, пришли новые игроки, и все наладилось. «Зенит» серьезно раскошелился ради меня, и я хочу полностью отработать свой контракт. Я не буду просить отпустить меня», — категорично заявлял Халк.
Томаш Губочан и вовсе обвинял СМИ, хотя главное в его словах — совсем не это: «Теплую командную атмосферу, я бы сказал, душу, та ситуация действительно разбила. Вскрылись накопившиеся внутренние проблемы.
Мне кажется, нам не помогли медиа: СМИ раздули историю, которая должна была остаться внутри коллектива. Новости, публичные разборки — все это не могло не сказаться на игре «Зенита». Не будь этих проблем, мы могли бы достичь большего».
Тот «Зенит» действительно мог достичь гораздо большего: российский футбол никогда не видел и в ближайшие годы вряд ли застанет столь же могучий союз топового европейского тренера, сильнейшего российского костяка и дорогущих, качественных иностранцев. Проблема в том, что как раз союза между ними не получилось: демарш Денисова расколол «Зенит» на две части, а попытки Спаллетти исправить ситуацию только уничтожили все окончательно.