«Сели по-русски, а утром испанцы жалуются: «Вы сумасшедшие». Как русский футболист Кобелев играл за «Бетис»

Сегодня «Зенит» сыграет с «Бетисом» в первом матче плей-офф Лиги Европы.
На первый взгляд у этих клубов нет ничего общего. Тем не менее, если окунуться в прошлое, то легко можно найти параллель, которая связывает чемпиона России и крепкий испанский середняк: в 90-х и в «Бетисе», и в «Зените» играл российский полузащитник Андрей Кобелев.
Он перебрался в Испанию из московского «Динамо» в 1992-м и задержался там на три года. К сожалению, закрепиться в основе испанского клуба Кобелеву так и не удалось, но несмотря на это, футболисту все равно есть, что вспомнить.
Как Кобелев переходил в «Бетис»: он не верил, что это реально
«Бетис» заметил Андрей Кобелева в 1992 году. Тогда молодой полузащитник «Динамо» был в шикарной форме: пачками грузил мячи в Премьер-лиге (7 голов за 11 матчей) и круто выступал в еврокубках. Не желая упускать талант, испанцы решили действовать молниеносно.
Президент «Бетиса» полетел в Москву и лично обо всем договорился с Кобелевым. А заодно уговорил присоединиться к клубу его партнера по команде — лучшего бомбардира чемпионата России-1992 Вели Касумова.
«Бетис» пригласил сразу меня и Кобелева. Но, честно, сначала мы как-то несерьезно к этому предложению отнеслись. Никто из нас не верил, что это реально. Однако потом президент «Бетиса» приехал в Москву, поговорил с нами, и мы поняли, что это серьезно, и захотели переехать. Тогда команда была в первой лиге, но задача стояла выйти в Примеру. Мне это понравилось», — признавался Касумов.
Детали трансфера утрясли так быстро, что Кобелев даже не заметил, как состоялся его переход.
«Я приехал в Испанию в декабре 92-го. Помню, что в среду московское «Динамо» играло с «Бенфикой», а в воскресенье я уже выступал за «Бетис», — говорил полузащитник.
За россиянина «Бетис» заплатил 600 тысяч евро.
Как Кобелев осваивался в «Бетисе»: испанцы учили его мату, а он показывал, как отдыхать по-русски
Одноклубники Касумов и Кобелев оказались в «Бетисе» одновременно, поэтому с самого начала старались держаться и осваиваться в чужой стране вместе.
«Нам с Кобелевым квартиры в одном доме в Севилье дали. Первые пять месяцев мы пользовались услугами переводчика. Он нам помогал с людьми общаться, делать покупки. Потом без него тяжеловато было, языка-то мы не знали», — вспомнила Касумов.
Впрочем, языковой барьер не помешал футболистам влиться в коллектив. Дружелюбные испанцы приняли новичков как своих.
«Нас очень хорошо приняли. Мы не знали языка, но с нами все равно разговаривали. Люди в Андалусии любят посмеяться, пошутить. Сначала нас все время подкалывали. Говорили, что учили базовым испанским словам, а сами учили ругательствам. Очень шутливый там народ», — говорил Касумов.
Тем не менее и выходцам из чемпионата России нашлось, чему научить испанцев.
«Как-то собрались у Кобелева с 4-5 футболистами и сели по-русски. Наутро испанцы жалуются: «Голова болит. Мы даже молоко пили — не помогает. Как вы пьете так? Вы сумасшедшие». Короче, пить по-нашему им не понравилось. А мы утром чувствовали себя хорошо», — рассказывал Касумов.
Как Кобелев играл в «Бетисе»: быстро привык к новой тактике, но травмы и лимит сломали ему карьеру в Испании
Когда Кобелев приступил к играм и тренировкам, первое, что бросилось в глаза игроку — огромная разница в тактике. Привыкший к относительной свободе в «Динамо» полузащитник не ожидал, что в Испании тренеры очень жестко контролируют передвижение футболистов на поле.
«У Константина Ивановича Бескова тактика с виду простая: отдал — открылся. Нужно удобно открыться и отдать мяч так, чтобы ему опять-таки удобно было принять мяч. А схема известная: 4-4-2.
В «Бетисе» же тренеры гораздо жестче определяют функции каждого игрока. Если, например, ты левый инсайд, то не можешь перейти вправо, где должен действовать правый инсайд. Ты можешь смещаться только в центр. Импровизация же возможна только тогда, когда ты владеешь мячом или же если кто-то из соперников провалился. Но такие моменты в игре возникают нечасто.
А в московском «Динамо», действуя в рамках, определенных тренером, ты тем не менее можешь позволить себе любые отступления от схемы в зависимости от ситуации. И если нужно будет сместиться куда-то вправо и отобрать там мяч или открыться, я не только могу, я обязан это сделать», — вспоминал Кобелев.
Впрочем, к новым требованиям полузащитник быстро привык. И сразу же стал регулярно играть.
В первые полгода в Испании у Кобелева все складывалось замечательно, но, к несчастью, затем он столкнулся с ужасной чередой травм, которая испортила ему карьеру в «Бетисе».
«В мае 93-го, на тренировке, получил травму мениска. К новому сезону начал готовиться вместе со всеми и в четвертом туре вышел на поле. Отыграл 35 минут в матче с «Кампоселой» и получил подарок… Я отдавал пас, защитник ударил меня в ногу, и у меня вылетело колено: разрыв крестообразной связки», — вспоминал Кобелев.
«Через четыре дня мне сделали операцию. Месяц я был в гипсе. После этого в течение месяца нельзя было наступать на травмированную ногу, а затем надо было каждый день ездить в центр реабилитации на различные процедуры…»
Руководители «Бетиса» были уверены, что в том сезоне Кобелев им был уже не помощник, поэтому не включили его в заявку, которая подается между первым и вторым кругом. А россиянин, как назло, восстановился к весне. В итоге до конца сезона полузащитнику пришлось лишь тренироваться и участвовать в товарищеских матчах.
Когда же начался новый сезон, Кобелев столкнулся с другой бедой — лимитом.
«Во главе «Бетиса» встал Сьера Ферер. И он не раз говорил мне: «С тобой все в порядке, готовься к следующему сезону». Я готовился, но в команде было уже семь иностранцев: Ферер, в частности, привел с собой югослава Стошича, который играл на моем месте. В начале предсезонной подготовки все шло нормально: одну игру проводит один иностранец, другую — другой. Но в официальных играх чемпионата могут выступать только три иностранца, а я в состав этой троицы не попал. Тренер, когда я подходил к нему с вопросами, говорил одно и то же: «Подожди, ты обязательно будешь играть».
Просидев почти весь сезон-1994/95 на скамейке, Кобелев решил, что дальше так продолжаться не может. Разорвал контракт с клубом и перешел в «Динамо».
В родном клубе полузащитнику обещали много игрового времени, но из Испании он все равно уезжал в ужасном настроении.
«Вы не представляете, как грустно было нам с двумя маленькими детьми уезжать из Испании, где у нас не было никаких бытовых проблем. Мой контракт, если бы я его не разорвал, продолжал бы действовать еще полтора года. После этого мне предлагали заключить новый — еще на три сезона. Так что я спокойно мог бы прожить в Испании еще четыре с половиной года. Но вот играл бы я в основном составе или нет — этого не мог сказать никто», — рассказывал Кобелев.
Всего за «Бетис» россиян провел 20 матчей в Ла Лиге-2, в которых забил только один мяч.
Впрочем, как бы грустно полузащитнику не было уезжать из Испании, возвращение в Россию пошло ему на пользу. Кобелев перезагрузил карьеру, вновь стал регулярно жечь на футбольных полях и, наконец, начал выигрывать трофеи: в 95-м он взял Кубок России с «Динамо», а спустя четыре года поднял над головой тот же трофей, но уже с «Зенитом».
***
Перед зарубой в Санкт-Петербурге мы подготовили для вас еще очень много интересного:
- Здесь вы найдете, все что надо знать о сопернике питерского клуба.
- А здесь мы рассказывали историю самого яркого футболиста «Бетиса» — модника и защитника ЛГБТ Эктора Бельерина.