«Дзюба то слон, то лев. Осталось сравнить себя с гориллой». Легендарный Бышовец ругает «Зенит» перед «Спартаком»
Анатолий Бышовец предваряет игру «Зенит» — «Спартак» рассуждениями о том, как команды выступили в еврокубках, рассказывает, почему сборная Валерия Лобановского провалила чемпионат мира, и спрашивает, где деньги, которые передал ему Андрей Канчельскис.
— В каждом матче у команды должна быть конкретная задача — и не только выбор тактики, — говорит Бышовец. — Нужно сформировать настрой, вдохновить игроков на победу. Главный принцип: все сделать для того, чтобы выиграть. Если вспомнить матчи «Зенита» с «Ювентусом», то я не увидел, что у петербуржцев была задача в нем победить. Судя по тому, как они играли.
Они не ставили перед «Ювентусом» сложных задач, не лишали его пространства при розыгрыше мяча, не прессинговали. Мы видели игру двух команд, которые отдавали пространство. Очень низкие скорости. Хотя «Зенит» как хозяин мог предложить инициативу. Там более что «Ювентус» был утомлен после игры с «Ромой» в чемпионате Италии.
— Не предложил?
— У «Зенита» вышли пять защитников. Плюс Барриос. Впереди был один Дзюба. Но он глубину атаки не держал, располагался ближе к центру поля. Ни одного ускорения не сделал. Когда ему навязывали жесткую борьбу, проигрывал. А Бонуччи даже этого не делал. Не «прилипал» к Дзюбе, поскольку так его трудно перебороть. Просто разбегался и выпрыгивал выше.
— Почему «Зенит» далек от победы в таких матчах?
— Не знаю, подойдет ли эта история в качестве примера, но расскажу. Мы с Валерием Лобановским были антагонисты, во всяком случае так нас представляла футбольная общественность. Но мы встречались, что-то обсуждали. После чемпионата мира 1986 года, где сборная хорошо выступила, он меня спрашивал: ну как твое мнение? После чемпионата мира 1990 года, когда сборная не вышла из группы, я у него спросил: «А почему Дасаев был в воротах? У него же в жизни проблемы. Был же Саша Уваров в прекрасной форме». Он говорит: «Понимаешь, одно дело — проиграть с Дасаевым, а другое — с Уваровым». Я говорю: «Ну все понятно: ты готовился проиграть, а не выиграть».
— «Зенит» готовился проиграть?
— У меня свой пример есть перед глазами. Олимпийские игры в Сеуле. До финального матча с Бразилией два дня. Я чувствую вольную и нервную атмосферу олимпийской деревни. Иду к высшему руководству советской делегации, спрашиваю: а что у нас еще есть в плане проживания? Они говорят: есть еще лайнер. Кажется, «Лермонтов».
Я поехал на этот лайнер. Там актеры, музыканты, группа поддержки. Поговорил с капитаном, попробовал борщ, посмотрел обстановку. Вижу — есть площадка для волейбола, бассейн, сауна. Вернулся к руководству, говорю: переселяйте нас на лайнер. Они в недоумении. Но согласились. Только перед отъездом отозвали в сторону, спрашивают: «Анатолий Федорович, а вы все взвесили? Хорошо подумали? Вы понимаете последствия, если проиграете?» Я говорю: «Я думаю, как выиграть».
— Понятно. Но зачем вам нужен был лайнер?
— Чтобы разгрузить команду психологически. Чтобы они не чувствовали атмосферу олимпийской деревни. Там все нервничали: кто-то выиграл, кто-то проиграл. А кто-то дурака валял, закончив соревнования. Нужна была камерность, сосредоточенность. И все нужно было подчинить задаче победить.
— У «Зенита» такие же задачи.
— Ну как… Семак же говорил: у нас нет задачи выйти из группы Лиги чемпионов. Все это слышали: журналисты, игроки. Я понимаю, почему он выбирает игру от обороны.
— Почему?
— Потому что разрушать всегда легче. Правда, это в ущерб атаке, развитию команды. «Спартак», «Локомотив», в отличие от «Зенита», в матчах против «Лестера» и «Галатасарая» играли в атаку и готовы были победить. Настолько, что забывали об обороне. Отсюда у «Спартака» 3:4, пропущенные мячи. Им не хватило гармонии в игре. Но никаких претензий к игрокам «Спартака» и «Локомотива» по самоотдаче и желанию. Они сделали все для победы. Не получилось.
Когда атакуешь, оборона не может не страдать. Для этого нужна взаимозаменяемость. Группа пошла атаковать — кто-то занимает позиции для обороны. Взаимозаменяемость подразумевает принципы универсальности игроков.
— Может, с «Зенитом» у «Спартака» получится?
— Проблемы в обороне «Спартака» никуда не дернутся. Они только усугубятся отсутствием Жиго, который дисквалифицирован. Эта позиция в команде не продублирована. В сумме индивидуальностей «Зенит» имеет преимущество, и шансы на победу у него выше. Там есть не только «обойма», но и резерв, такие игроки, как Мостовой, Круговой. Я не знаю, почему их держат на скамейке. В том же матче с «Ювентусом» замены напрашивались раньше. Вот все хвалят английский чемпионат. Вы знаете, какие игроки больше всего ценятся в Англии?
— Хорошие.
— Больше всего там ценятся инициативные, целеустремленные игроки. Такие игроки сейчас есть в «Динамо»: Тюкавин, Захарян. Они целеустремленные, им нужно завоевывать титулы, им нужно побеждать. В этой команде чувствуется задор молодости.
А что нужно Дзюбе? Я, как ни посмотрю прессу, там он то слон, то лев. Осталось сравнить себя с гориллой. Дзюба отказался играть за сборную. Его все равно тянут туда. Например, комментатор Орлов. Но Дзюба и так много на себя берет. Он для сборной, я убежден, вчерашний день. И раньше, когда за нее играл, приносил не только пользу. Помешал, например, обыграть хорватов на чемпионате мира.
— В серии пенальти?
— Конечно. Вспомните, что было перед ней. Тренер хорватов подходит к игрокам, что-то объясняет, говорит. И показывают нашу группу игроков. Там Дзюба, мат-перемат, «Вы там то, вы там это…» Он, значит, поднимает градус. Вот где трагедия! Перед пенальти нельзя этого делать. Игроки и так волнуются. А ты еще пытаешься нагнетать. Вопрос, конечно, технический, как ты ведешь себя в раздевалке, на поле. У меня, например, никогда шума не было.
— Зато вы деньги с игроков брали за приглашение в сборную — так говорит Андрей Канчельскис. Слышали?
— Конечно, слышал. Я сразу задаюсь вопросом: а зачем Канчельскису, будучи игроку основного состава «Манчестер Юнайтед», давать деньги Бышовцу? Вы можете на него ответить? Ведь пригласить в команду — это не значит дать играть. Звучит так, будто Канчельскис давал деньги Бышовцу. Потом Канчельскис говорит, что давал деньги, оказывается, своему агенту. До этого тот же агент передавал деньги Фергюсону. Тренер сам об этом рассказал. Человек опытный, умный, себя обезопасил.
Ну хорошо, если Бышовец выполнил свои «обязательства» или что там имел в виду Канчельскис, но денег от агента не получил, тогда мне еще должен деньги Канчельскис? Так, что ли (смеется)? Канчельскис уверен, что агент мне деньги передал? По-моему, это какая-то навязчивая бредовая идея. Не понимаю, зачем Гена Орлов в это ввязался. Он же его спровоцировал.
Андрей Канчельскис
— Просто пригласил Канчельскиса на интервью.
— Нет-нет, это все не просто. Я разговаривал в прошлом году с Онопко. Тогда ходили разговоры про то, что Бышовец брал деньги с Савичева Юры, а с Коли не взял, потому что Коля не нашел 40 тысяч долларов. Вдумайтесь: откуда у Коли такая сумма в 1988 году? Это же немыслимые вещи. Онопко мне рассказал: к нему пришел известный журналист и попросил сказать про Бышовца что-то плохое. Онопко ответил: «Как я могу сказать плохо о человеке, который взял меня в сборную, сделал для меня так много? Я ему только благодарен».
— Канчельскис, получается, наоборот.
— Я не хочу оценивать Канчельскиса как человека. Пропитый, в голове опилки, невежество беспримерное. Я не знаю, в каком состоянии был у Орлова. Когда его выгнали из «Торпедо», я содействовал его трудоустройству на пост главного тренера «Уфы». Меня попросили. Подумал: если предложить Канчельскиса, у него появится работа, ответственность, перспектива. Ну, договорились. Меня специально пригласили в Уфу на презентацию нового главного тренера команды. Понятно, что я беру на себя ответственность, даю ему характеристику. Говорю, что у Канчельскиса богатый опыт, он выдающийся игрок, работал под руководством выдающихся тренеров. И улетаю. Обычно люди говорят в таких случаях «спасибо». Как думаете, я услышал это слово?
— Нет, раз задаете такой вопрос.
— Знаете, мы живем такое время, когда за деньги можно все. Давайте я еще раз процитирую Дзюбу.
— Про льва?
— Про орла. Он же назвал Орлова флюгером. Теперь нет Гены Орлова, есть Гена-флюгер. Он же еще в советское время против меня развязывал кампании в прессе. Поэтому тут мне все предельно ясно.