Большое интервью героя Евро Карасева: почему в России хейтят судей, сколько ему платят и как он убегал от игроков
Арбитр Сергей Карасев — главная гордость России на Евро-2020. В отличие от нашей сборной, он вышел в плей-офф этого чемпионата Европы: все благодаря двум безошибочным матчам на групповом этапе с его участием (Италия — Швейцария и Германия — Венгрия).
Вчера главный русский, оставшийся на турнире , отработал игру 1/8 финала Нидерланды — Чехия (0:2): удалил де Лигта и зафиксировал сенсационную победу сборной Чехии. Последний раз перед Евро-2020 российский арбитр работал в плей-офф международных турниров еще в 2006-м году — и тот случай (Валентин Иванов в матче Португалия — Голландия показал 16 желтых карточек, 4 из которых стали красными) лучше не вспоминать.
Дмитрий Егоров поговорил с Карасевым еще весной, до старта чемпионата Европы. Лучший рефери страны показал, что умеет стильно забивать, а еще рассказал о главном:
- Как за ним гналась одна из команд на любительском чемпионате.
- Что нужно сделать, чтобы исправить судейство в России.
- Почему он не опустился на одно колено в поддержку BLM.
- И могут ли женщины арбитры работать на одном уровне с мужчинами.
Каким футболистом был Карасев и как кайфовал на ЛЧ
— Ты, кажется, в детстве играл в «Тимирязевце»?
— В детской школе в Бескудниково. Мог выйти на любую позицию в защите. Раньше играли с либеро: задний защитник, передний, правый, левый. Последний — просто чистильщик.
— Ты в юности не брился налысо?
— Это у меня с 8 лет (алопеция — патологическое выпадение волос. — Sport24). Я не брился и ничего не делал. Почему это произошло, никто не знает. У моих родителей, у бабушек и дедушек были волосы. Я играл, стеснялся. Ты представь, ребенок в Советском Союзе такой.
Раньше было только два варианта так побриться — армия и тюрьма. Я стеснялся и играл в шапочке примерно до 12 лет, пока не стало пофиг. У меня даже бровей не было.
— Бывает такое, что во время работы ты наслаждаешься футболом, кайфуешь?
— Последний раз такое было в матче «Манчестер Сити» в Лиге чемпионов. Супер! Это же Гвардиола, стиль «Барселоны» 2009–2011 годов, треугольнички, пронизывающие передачи. Вроде так все просто, но для этого такая прям физика нужна.
— А ты сколько за матч пробегаешь?
— 10 километров. Есть судьи, кто по 12 пробегают, кто помоложе.
О травмах, работе вне футбола и зарплатах
— Два года назад у меня была первая серьезная травма в карьере — надрыв четырехглавой передней мышцы, — говорит Карасев. — Это редкость, обычно футболисты заднюю рвут. Я сдавал нормативы в Турции, бежал спринт — и прямо на первом треке случилось. Вроде разминался как обычно. В итоге мышцу прямо затягивало, как при спазме, как будто отнимается нога. Вперед не можешь даже двинуть ногу. Почти на два месяца выбыл.
— А страховка у судей есть?
— Нет, все за свой счет. Мы непрофессионалы, у нас просто договор, что-то типа зарплаты: 26 тысяч рублей получаем ежемесячно. Где-то три года назад ввели эту практику.
— А ты никогда параллельно не работал?
— Я перестал работать, когда стал судить высший дивизион. Работал юристом, у меня высшее юридическое образование. В банке работал примерно с 1998–1999 года, принимал клиентов, заключал договоры.
— У тебя в пандемию не было мыслей куда-то пойти работать?
— А зачем? Я хорошо с семьей время провел. Это был первый за всю мою карьеру перерыв длиною в три месяца. Фантастика. Тем более жена была беременная, плюс двое детей — вместе провели время отлично.
— У всех судей РПЛ гонорар за матчи одинаковый?
— Одинаковый: одна игра — 100 тысяч рублей чистыми главному арбитру. В ФНЛ эта сумма в районе 35-40 тысяч.
— А в Европе гонорары выше?
— В матчах УЕФА нет разницы: матчи сборных, Лига Европы и Лига чемпионов — сумма одинаковая, но зависит от категории. Условно, если я в топ-категории, то получаю по максимуму. Но с 1/4 финала идет еще какая-то надбавка.
— Условно, за групповой матч Лиги чемпионов сколько платят? Тысячи три?
— Это где-то как четыре игры в РПЛ.
О драках с футболистами и солидарности
— Кто из судей лучше всех играет в футбол?
— Представители Латинской Америки. У них приличный уровень. Не скажу, что они прямо супер, но все на поле делают в касание, ничего лишнего. Среди российских судей лучшие те, кто играл профессионально: Безбородов, Еськов, Николаев.
— Когда судьи играют против судей, бывает, что достается друг от друга?
— Происходит все, что обычно делают игроки на поле. Например, человек на эмоциях может крикнуть что-нибудь. Футбол — эмоциональная игра. Одна из самых эмоциональных.
— Вот эмоции: Широков бьет судью Данте на любительском турнире. И как поступать в такой ситуации?
— В профессиональном футболе такого не бывает. Игрок издали может что-то крикнуть, махнуть рукой, но при полном стадионе его не слышно. А так вот, лично — со мной такого не было. В РПЛ все давно друг друга знают, все плюс-минус в возрасте. Мы начинали вместе: я — судить, игроки — профессионально выступать. Относимся друг к другу уважительно.
— Если игрок будет на тебя лететь в упор и кричать матом, ты его удалишь?
— Абсолютно точно. Но в РПЛ этого невозможно представить, потому что игроки держат себя в руках. Понимают, что им за это будет — вплоть до длительной дисквалификации в зависимости от того, что он сказал. По губам ведь можно прочитать.
Еще важно, как именно игрок выражает свое недовольство. Если он стоит в пяти метрах и кричит, это одно. Если бежит на меня, машет руками — уже другой случай. Это автоматически желтая карточка.
— В твоей судейской карьере было такое, что игрок на тебя летел и пытался ударить?
— Только на любительском уровне. Пару раз было, очень давно, на КФК. На меня побежала вся команда или половина — и пришлось убегать. Я тогда еще на линии работал и на последних минутах засчитал гол. А по мнению этой команды, которая догоняла, — там было вне игры. Финальный свисток, они проигрывают и бегут в мою сторону, а мы с бригадой — скорее в раздевалку и закрываем за собой дверь. Но это случай любительского уровня, представить такое в РПЛ невозможно.
Об имидже судей, ВАР
— Было желание провести какую-нибудь акцию в поддержку других арбитров, чтобы к судьям в России относились иначе?
— К судьям в России всегда будут относиться не очень. Про них любой может писать что угодно, из-за этого поднимается много хейта. Теперь и на мелочи внимание обращают: например, на неправильное введение мяча из аута. Раньше такие моменты не замечали, следили только за пенальти и удалениями. Теперь еще новая тема — ВАР. Почему повтор не посмотрел, пропустил эпизод пять минут назад… Люди не понимают, как работает система. Из-за этого поднимаются волны негодования. Только одна закончится, начинается другая. И все повторяют: «О, они не умеют судить».
Мы все судить умеем. Но еще мы — живые люди. Справиться с собой, когда тебя постоянно прессуют, арбитры помоложе не могут. Потому что начинают думать, только бы как-нибудь не пропустить что-то. Лишние мысли мешают.
Сложно поднять профессию судьи, сделать так, чтобы их уважали. Но в других странах это есть.
— Что нужно сделать, чтобы судей уважали? Данте вот сказал на это: «А что нужно сделать сотрудникам ДПС, чтобы их уважали? Не работать на свой карман!»
— Существуют стереотипы, которые засели в головах людей. Что угодно делай, что угодно меняй — все равно. В России в принципе есть зависть. Не все люди хорошо живут и думают: почему хорошее с ним происходит, а не со мной? Собственно, поэтому о судьях, о сотрудниках ДПС, еще о каких-то профессиях будут думать плохое.
— Вот судью критикуют, а потом его признают невиновным. Но его никто не реабилитирует, шлейф остается.
— У нас руководители могут что-то заявить, если посчитают нужным. А судьи не имеют права комментировать. Хотя в других странах они имеют право объяснить свое решение через два-три дня после матча. По правилам УЕФА и ФИФА этого нельзя делать, но через какое-то время, когда эмоции улеглись — почему бы не объяснить решение?
Может быть, поэтому так футбольная общественность и относится — видит: у судей закрытая касса, ответа от не них не дождешься.
— Если бы была возможность, ты бы объяснял?
— Почему бы и нет. Но через какое-то время после игры, дня через три-четыре.
О переездах, приемах рефери клубами и начальниках, которые были арбитрами
— Как и для футболистов, для судей удобен цикл — одна игра в неделю, — продолжает Карасев. — Если брать перелеты, футболисты путешествуют в более комфортных условиях. У нас раньше игра вместе с поездкой занимала три дня, сейчас — пять из-за отсутствия прямых рейсов. Сейчас все перелеты через Стамбул. Вот, например, как мы летели в Гранаду: Москва-Стамбул, Стамбул-Мадрид, Мадрид-Малага, а еще потом на машине 2 часа ехали. Получается, что 24 часа были в дороге.
— В Европе судей так же принимает сторона клуба, как в РПЛ?
— Я общался с ребятами. В Европе такого не было никогда, чтобы представители домашней команды встретили судей, предоставили автобус, довезли до отеля, разместили, предоставили питание. Там все это делает Федерация, а если матчи международные, то специальный отдел по приему судей. Я тоже принимал иностранных судей в 2008–2011 годах. Это все было оплачено УЕФА.
— В России это себя тоже изжило? Хватит?
— Да, так должно быть, наверное. Так везде. Просто мы из Советского Союза, у нас всегда было принято: встречает принимающая команда.
Хочу подчеркнуть: кроме администраторов, мы никогда никого не видим. А то кто-то думает, что мы можем встретить, например, президента клуба. Раньше были многолетние администраторы или начальники команд, некоторые до сих пор работают, мы знакомы лет 20. Единственное, о чем можно жалеть — оборвется эта цепочка знакомств.
— В России специально назначают начальниками команд бывших судей?
— Почему бы не позвать в клуб профессионала, пусть он раньше и был арбитром? Здесь нет ничего такого. Если ошибка судьи в игре случилась, то это из-за того, что человек, бывший рефери, работает в клубе? Это вообще никак не связано.
О BLM и самодисциплине
— Не могу не спросить про матч «Манчестер Сити» — «Боруссия». Много было новостей, что ты не встал на колено.
— Я не хочу об этом говорить. Я уважаю всех. Перед чемпионатом мира у нас была многонациональная команда судей: из Африки ребята, из Китая, отовсюду. Все четыре года на сборах общались. До сих пор переписываемся.
— Но по поводу колена тебе никто ничего не сказал?
— Какие проблемы? Это добровольная акция, никакого принуждения нет.
— Мне кажется, в России культура вставания на колено немного другая. Она больше связана с тем, что при царе вставали на колено.
— У всех культуры разные. Главное — оставаться человеком и ко всем относиться хорошо. Поступать по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступали.
— Мне кажется, самодисциплина у судей гораздо больше, чем у спортсменов. Это прививается вам? Или от человека зависит?
— Самодисциплина внутри: либо она есть, либо ее нет. Наверное, можно что-то подправить при желании. Но изначально в судействе остаются люди, которые были дисциплинированными и до этого. Например, не получилось стать игроком, но хочется остаться в футболе, кто-то посоветовал — вот и оказался тут. Мы все так пришли: кто-то где-то услышал. Но после первого месяца многие отсеивались. Вышли со свистком, попробовали или посидели на лекции, потом поняли, что это не их.
Об угрозах, мечте и женщинах в судействе
— Что нужно сделать, чтобы тебя назначили на финал чемпионата мира?
— Я реалист, не витаю в облаках. Поэтому финал ЧМ — все-таки нет. Не думаю, что это возможно.
— Из-за низкого уровня РПЛ?
— Дело даже не в этом. На чемпионате мира судьи работают отовсюду, там громаднейшая конкуренция. Вот финал Лиги чемпионов — более реальная цель.
— А политика может как-то влиять на назначение?
— Мне главное сделать свою работу без ошибок, а остальное меня не касается. Не знаю, что там происходит «сверху», меня это в любом случае не волнует.
— То есть не было случаев, когда к нашим арбитрам предвзято относились?
— Ну а как, если российские бригады работали на матчах Евро, Лиги чемпионов? Понятно, мы звезд с неба не хватали в плане топовых матчей, но тем не менее — работали же. Кстати, у меня до сих пор нет ни одного матча четвертьфинала Лиги чемпионов и всего четыре игры стадии 1/8 финала. Не очень много, на самом деле.
— А как прогрессировать в этой сфере? Что нужно делать, чтобы получать лучшие матчи?
— Честно, не знаю. Наш чемпионат не входит в топ-5, это ни для кого не секрет. Естественно, когда люди судят каждую неделю топовые матчи, например, «Интер» — «Милан» или «Челси» — «Ливерпуль», то у них больше шансов получить назначение на матчи такого же уровня в Лиге чемпионов. Все взгляды прикованы к этим чемпионатам и к этим судьям.
— Ну Чакыр тоже не в топ-чемпионате работает.
— Он очень классный судья. Вот у него точно есть чему поучиться. При таком небольшом росте он просто великолепно управляет процессом. Перед ним разгневанные двухметровые дяди, а он жестами спокойно их контролирует. От него исходит аура спокойствия, это талант.
— Что такое классный судья?
— Он должен управлять процессом. Не только безошибочно принимать решения, но и быть психологом, где-то педагогом. Чтобы вся происходящее на поле было под его контролем. Кому-то надо улыбнуться, на кого-то накричать.
— Если бы у тебя была возможность переехать в другой чемпионат, воспользовался бы? В АПЛ на два года, например.
— В Англию и топ-чемпионаты вряд ли позовут. На моей памяти никогда не было такого, чтобы они приглашали иностранцев. Но у меня нет такой мысли, что было бы круто судить АПЛ, а не РПЛ. Возможно, потому что мы часто участвуем в еврокубках. У нас есть возможность выезжать и судить хорошие команды.
— Женщины — главные арбитры: не кажется ли вам, что это немного перебор?
— И среди женщин есть профессионалы. Если они сдают мужской норматив, если человек профи — почему нет? Просто не так много женщин, которые могут в этом плане соответствовать критериям. У нас вот есть Настя Пустовойтова — она одна из лучших судей мира.
— В последнее время в футболе часто меняются правила. Есть ли такая практика, что инспектор приходит в клубы и ведет лекции игрокам?
— Насколько я знаю, сейчас сотрудники судейского департамента ездят по клубам перед стартом сезона, объясняют изменения, да. А раньше, когда мы каждый год ездили на сбор в Турцию, руководство просило нескольких опытных судей прочитать лекции в клубах. Я читал тогда в «Анжи», «Амкаре». Мы показывали официальные утвержденные правила.
— А вообще футболисты хорошо разбираются в правилах?
— В последние 2-3 года произошло больше 150 изменений. Некоторые из них не очень касаются футболистов — поэтому им не нужно вникать. Основное, на что надо обратить внимание — это игра рукой, отскок и тому подобное. На эти темы больше всего спорят. Но многие люди не погружены в тему. Поэтому, конечно, лучше, чтобы объясняли профессионалы.
— Бывало так, чтобы тебе позвонил кто-то и извинился за сказанное в прессе?
—Такое случалось, но редко. Вот Владимир Федотов [тренер «Сочи»] звонил, когда я ему показал красную карточку. Он тогда на бровке вспылил — меня ассистент позвал и сказал, что надо удалить. А я не знал, что там конкретно было, не видел. Федотов потом звонил и ему, и мне. Извинился, сказал, что это эмоции. Я ответил, что даже ничего не слышал, они были рядом с ассистентом.
Я тоже как-то извинялся перед Федотовым. Он тогда был тренером «Оренбурга». У меня была очень неудачная игра пару лет назад — я назначил неправильный пенальти в их ворота. А второй, в ворота их соперника, не назначил. Очень сильно тогда переживал. Позвонил Александру Егорову, начальнику департамента, сказал, что хочу извиниться. Не вижу в этом проблемы.
— Тебе угрожали когда-нибудь? Звонили на телефон, писали?
— Нет. Я не беру никогда с незнакомых номеров, потому что если человек захочет, то он добьет сообщением. А так, чтобы куда-то приехали — такого нет. Что 15 лет назад, что сейчас.
— Если смотришь футбол, много внимания на судью уходит?
— Конечно. Следишь как привязанный за арбитром, а потом уже в периферии сознания замечаешь комбинации, голы. Все молодые арбитры так и делают. Я когда был молодым, тоже смотрел только за судьями. Тем более, тогда было на кого смотреть — поколение арбитров было высочайшее…
🔥🔥🔥 Взбесило очередное тренерское решение? Возьми сборную России и покажи, как надо! >>>
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.