«Карасев не убивал нас». Русский судья выдержал давление и топово отработал тяжелый матч Евро — болельщики согласны
— Чувак, у тебя пять секунд — давай без херни, просто вали отсюда, — прорычал мне голландец. Он был в компании друзей, но те не успокаивали, а в целом были настроены так же. Никто не принимал не то что вопросов о Сергее Карасеве или о вылете с Евро, а даже сочувствия.
Может, исторически и типичное для голландцев настроение (не попали на прошлый Евро, не вышли из группы на позапрошлом, 2008-й — понятно, в 2004-м тоже вылет от чехов — это только 21-й век), но очень неожиданное сейчас. Всю прошлую неделю Амстердам гулял и оттягивался: сборная разобралась со всеми с суммарным счетом 8:2, местные пестрили рыжим, надевали дичайшие костюмы и просто болели, как полагается. Это при скудной заполняемости «Йохан Кройфф Арены»: оранье устраивают парады и бодро заливают в себя алкоголь в основном до матчей, а по ходу игры или догоняются, или, наоборот, отходят — чтобы дальше уходить в ночь.
Тем поразительнее видеть это печальное рыжее море. Еще утром воскресенья голландцы стягивались в Будапешт и точно затмевали чехов (хотя тем от Праги гнать шесть часов; к тому же красным цветом их поддерживали венгры), днем оккупировали все пивные бары с вывесками Söröző, а под вечер утопили в оранжевом целую улицу. И такой бесконечной пестрой волной прикатились к стадиону.
Он на этом Евро единственный заполняется до отказа — казалось, этого-то голландцам и не хватало. Визуально «Пушкаш» даже уступает «Паркену», где нам устроила ад Дания. Там — близость трибун, пивные фонтаны и гром хозяйской поддержки. В Будапеште тоже не хватало венгерского гимна и особенного духа поддержки своих против грандов — но в плей-офф если кому-то и надо было сюда приезжать, то голландскому шапито.
Он прикрылся как-то очень быстро. Голландцы бодро пропели гимн, а дальше будто снова вернулись к пиву. Еще до удаления рыжие сектора срывались на свист — то ли судье, то ли слишком медлительным чехам — и куда-то растворялись. Зрелище способствовало: Франк Де Бур так ничего и не придумал против жесткого прессинга, Голландия срывалась на забросы от Стекеленбурга, а впереди бесцельно носился Депай. Надежду подарил только прорыв Малена. Потом — жуткий вздох разочарования (Вацлик спас) и почти тут же — волейбол Де Лигта и решение Сергея Карасева.
Русский реф поначалу не жестил и не доставал желтых карточек, хотя мог. Во втором повесил неопределенность меньше, чем на минуту: пока бежал к экрану ВАР. Сперва Карасев перепутал: по привычке дернулся в сторону тоннеля, откуда только что вышел, но тут же засеменил на солнечную сторону — неторопливой, легкой трусцой. Голландские фанаты не понимали, что происходит: Де Лигт боролся с Шиком где-то далеко от фанатов, а, как я выяснил из разговоров после матча, многие еще не вернулись с перерыва и толпились в пивных очередях.
Сперва Сергей достал желтую, и на него уже тогда наскочили пострадавшие, а трибуны загудели. Когда Карасеву помог ВАР, а сам он полез за красной, взорвались радостью чехи.
Голландцы прессовали Карасева более-менее весь матч, а оставшись вдесятером, просто потеряли контроль. На судью жаловались по любому поводу, и, когда его не было вообще, доходило просто до истерик. Особенно старались де Йонг и Депай. Мемфис зачем-то обратился к Карасеву даже после второго гола от Шика — объяснить это можно только бессилием.
При этом, по-хорошему, Карасев не отпускал игру, гасил конфликты и поддерживал баланс — ни секунды он не выглядел неуверенным или сломленным. Сразу после изгнания Де Лигта Сергей осадил желтой Цоуфала — это немного остудило голландцев, которые поняли, что наказания положены не только им. Зато дальше — ни одной поблажки: Френки все-таки удостоился предупреждения за споры, а голландские падения (а за ними и проклятия с трибун) реф игнорировал.
Я пытался найти хотя бы одного голландца с претензиями к Карасеву. Пыткой обернулись поиски хоть кого-то трезвого — чехи не оставили надежд почти сразу, а последние 15 минут (с учетом добавленного) просто лишили смысла, так что оранье сразу же принялись накидываться. Первая встреченная группировка предложила мне интервью в обмен на 20 бокалов «Хайнекена» — это-то хотя бы мило, а вот дальше пошла агрессия или как минимум холод.
— В жопу разговоры о судье. На фоне наших он был сегодня отличным, — признался мне болельщик Бас. — Вся наша игра сегодня — катастрофа, это наша вина. Если ошибка и была, то она у ВАР, ведь это из-за него судья передумал. Не виню Карасева. А сборная мне и на групповом этапе не нравилась.
— Мы и двух раз не проникли в штрафную чехов, какой судья? — добавил приятель Баса. — Ни он, ни кто-то еще нас не убивал. Просто сами не создавали моментов. После такой группы было много ожиданий, тем больнее сейчас.
Обстоятельнее всех был фанат «Аякса» Тийс.
— Мне пишут много приятелей из Голландии — с решением все в порядке, там была красная. У нас хорошее поколение, но не такое, как во времена ван дер Ваарта, ван Перси, Роббена, Снейдера. Оно бы не позволило себе такого провала. Де Лигт, Френки тоже топовые, но сегодня был плохой матч. Еще и удача была не у нас. Ничего не создали, ни одного шанса! Не один тренер крайний, не игроки, и явно не судья — вся Голландия сегодня была слабой. Некому было даже сравнять.