Тутберидзе приехала на чемпионат мира, выводила спортсменов, улыбалась. А потом случилось это…
Чемпионат мира по фигурному катанию подвел определенные итоги сезона. Мужское одиночное катание в этом году было очень захватывающим, непредсказуемым, в том числе из-за итальянского фигуриста Даниэля Грассля. Он перепробовал несколько тренерских школ, и на данный момент решил тренироваться у Этери Тутберидзе в Москве.
Далеко не все приняли эту новость. Было очень много обсуждений, если с фигуристами из России, которые успели перейти в другие федерации, все смирились, то здесь уникальный случай. Один из топовых одиночников планеты едет к российскому тренеру, у которого не самая лучшая репутация после допинг-скандала на Олимпиаде в Пекине.
Зрители и общественность не так должны волновать спортсмена, а вот лояльность судей — да. О результатах работы лично Тутберидзе пока рано говорить, прошло слишком мало времени. Но уже сейчас мы видим определенные изменения в оценивании, особенно на чемпионате мира 2023.
Стоит сразу отметить, что судейство в Японии славится своей строгостью. На этом турнире мы видели и подтверждения этому, как и не состыковки. Одних разглядывали под лупой, а вторые получали лучшие оценки в сезоне. В мужском турнире очень высоко оценивались чистые прокаты — там и надбавки хорошие, и компоненты высокие. А вот даже незначительные помарки очень строго оценивались. Самый яркий пример даже не итальянец, а Илья Малинин. Он вроде прыгнул свои шесть четверных, но из-за многочисленных неточностей при приземлениях остался только на третьем месте.
Вот и Грассалю не простили ошибок. Лучше всего это видно в произвольной программе. За нее Даниэль получил 157,93 балла, при этом не допустив ни одного падения. На табло, которое обновляется во время проката, почти все элементы были в плюсовой зоне, а в протоколах везде ошибки. Получается, на пересмотр попали все прыжки и на большинстве арбитры увидели недокруты.
Что более удивительно — это очень низкие надбавки за чисто исполненные элементы. Хорошие каскады и прыжки судьи не оценивали выше 3 баллов GOE, некоторые ставили даже 0. Низкие компоненты ему поставили за дело — Грассль ужасно катается, покрытие льда на дорожках минимальное, ребер нет.
На этапах Гран-при с более грязными прокатами, с падениями Даниэль получал на 5-10 баллов больше, что удивительно. Обычно оценки растут по ходу сезона, так как программа вычищается. Визуально прокат на чемпионате мира выглядит лучше того, что мы видели раньше. Правда, судьи так не считают. Даже безошибочные элементы Грассля были оценены максимально скромно.
Здесь, конечно, можно снова упоминать фактор особо строго судейства в Японии. У Грассля было много неточностей. Если бы это был единственный случай, то можно предположить, что есть определенная предвзятость из-за тренерского штаба. Но от таких «внимательных» судей пострадал не только итальянец, а еще ряд спортсменов.
Я бы сказала, что Грассля оценили по делу, как и Малинина. Другое дело, что раньше к итальянцу относились более лояльно. Очень интересно проследить за изменением эмоций на лице итальянца после проката. Сначала он улыбнулся, высунул язык. Они тепло обнялись с Тутберидзе. В ожидании оценок все были счастливыми, улыбались. А потом баллы появились на мониторе. И здесь практически немая сцена. Улыбки моментально скрылись. Думали, что Грассль станет промежуточным лидером, а это бы означало минимум 8-е место на чемпионате мира, но Даниэлю прилетели все возможные недокруты, техническая оценка просела примерно на 13 баллов. Уже в тот момент Грассль стал только 5-м (в итоге — 12-й).
В целом присутствие Этери Тутберидзе на чемпионате мира очень многих разозлило. Вице-чемпионка мира Эшли Вагнер просто бесилась в соцсетях, и не только из-за Тутберидзе, ей не понравилось присутствие всех российских специалистов. На самом деле, существует вероятность, что часть негативных эмоций, связанных с новым тренерским штабом, вылилась в максимально дотошное судейство Грассля. Мы говорим об этом с осторожностью, но все же этот фактор никак упускать нельзя. Арбитры — это люди и не всегда они могут оставаться безэмоциональными. Возможно, они хотели послать Даниэлю своеобразный месседж — «уезжай из России».