Евгений Плющенко жестко защищает своих спортсменов, сделал сенсационное заявление. Правильно ли он поступил?
Ученики Евгения Плющенко уже перестали быть новичками в российском фигурном катании. В юниорах и сениорах они уже состоят в сборной. И все время мы видим, что тренер готов их защищать не только работой на катке, но и вне его. Он отстаивал их интересы, на территории академии построил домики для фигуристов, помогает найти им спонсоров. Иногда намекал на странные оценки своих учеников, но никогда точно и резко не высказывался.
На первенстве России Плющенко не смог пройти мимо оценивания своих фигуристок и выдал мощнейший спич для журналистов. Не только про этот турнир, но и в целом про ситуацию в российском фигурном катании.
У меня вот следующее заявление. Моим спортсменам, которые делают ультра-си, почему-то ставят ниже баллы. Почему-то ниже, а прыжки-то отличные. Если бы такие прыжки делал кто-то другой, то давали бы совсем другие баллы. Это очевидно. Это видно, я смотрел распечатки. У моих, если есть какие-то ребра, сразу увидят. Что такое? И это на протяжении нескольких лет.
Я общался с судьями, с федерацией, почему вы строго судите меня? Судите всех одинаково. Мы же за справедливость? За справедливость. Если, девочка, которая делает бабочку и получает +2, а моя пойдет, сделает бабочку и получит -4. Почему? Что за предвзятость? Где справедливость? На протяжении второго года я со своими спортсменами об этом говорю. Говорю, предупреждаю до соревнований. Федерация говорит — все нормально, все здорово. Ну, я терпел-терпел. И вот сегодня мы пообщались со спортсменами, с родителями. Скорее всего, будет переход в другие страны. Многих спортсменов, тех, кого судят несправедливо. Бороться ребятам… И мне еще и за справедливость… Я уже устал. Если мы не нужны федерации, нашему фигурному катанию, то мы пойдем туда, где мы нужны.
Это не первый сезон… это накапливалось очень долго. Если сейчас посмотреть, люди выигрывают с одним четверным. Но сопоставить 4 ультра-си и 1 — это мы опять делаем то, что произошло у меня с Лайсачеком? Где он сейчас? Кто он? Трусова проиграла Олимпиаду. Двигала (фигурное катание), каталась у меня. Делала по 4 ультра-си. А нам не надо это, нам балет нужен. Я понимаю, что нужно красиво кататься и вращаться. Но взять ту же Нику — она стабильно в этом году катается, делала по несколько четверных. И по Титовой то же самое — три ультра-си. Разрыв в баллах действительно есть. Но оценивайте каждого спортсмена справедливо. Увидели ребро у моего — ставьте, нет проблем. А у другого почему-то вы видите ребро, но вы его не ставите. Вот девочка сегодня на пьедестале с двумя четверными. Но они же недокручены! Они же идут в галку. Да, вы один поставили в галку. А второй вы не увидели почему-то! Вот она разница третьего и четвертого места. А мне тоже обидно. И моей спортсменке, и родителям. На других спортсменках глазки закрываются, а на моих — открываются.
И отдельно про прыжковый турнир.
Мы возьмем, чтоб далеко не ходить — катаемся прыжковый турнир. У меня Вероника проигрывает девочке, которая падает с прыжка. Как такое может быть? Во время турнира видят, что одна команда не догоняет, ко мне подходят и говорят «мы меняем правила». Я говорю: «Вы как, обалдели вообще?». В итоге, кто выигрывает последний раунд, тот и побеждает, вот так мы захотели! Конечно, мы не знали заранее. Правила есть правила, но они почему-то постоянно меняются. И меняются против. Если мы помним прыжковый турнир, то отрыв моей команды был очень существенный. Вот федерация и говорит, что меняют правила, чтобы разрыва такого не было. Ну, елки-палки. Может, кто-то не хочет это говорить, боятся, а я люблю справедливость, я люблю правду. Я за нее буду бороться. Я вынужден, раз я встал на этот путь тренера, менеджера, я их финансирую, помогаю, тренирую. Я должен отстаивать интересы своих спортсменов. Это топовые спортсмены. Не надо мне говорить, что разрыв был в короткой. Это все можно отыгрывать при нашей системе судейства. Если вы не хотите видеть мою команду на первых позициях, то простите, нам не по пути.
Эти слова очень взбудоражили общественность. Действительно, раньше так резко никто из тренеров не высказывался о судействе. Логично, что эксперты и люди из мира фигурного катания не поддерживают мнение Плющенко. А вот зрители по-разному отреагировали, хотя тоже не особо согласны с таким заявлением.
На самом деле, такой спич вырос не на ровном месте. Проблемы с судейством, действительно, есть, и отрицать это глупо. Не только в России, но и во всем мире, на каждом старте идут бурные обсуждения протоколов. Все спортсмены всегда очень обтекаемо говорят о судействе «мое дело кататься, а судьи ставят оценки». Мы и не можем от самих фигуристов ждать большего. Скажешь что-то громкое, и в следующий раз тебя прижмут в оценках ещее сильнее. Но вот Евгению Плющенко надоело молчать, и он высказался. И он, безусловно, имеет на это право. Его даже не надо было отдельно спрашивать — он сам взял слово и выдал такой мощный спич. И к нему обязательно стоит прислушаться, если мы хотим изменений к лучшему, появления объективных оценок. Иначе фигуристы так и будут набирать баллы только за то, что они представляют «правильную» школу, а мотивация у всех остальных просто угаснет.
Реакция тренера понятна и слова, которые он подобрал, очень хорошо отразили его усталость и отчаяние. Иногда, чтобы как-то решить проблему, надо о ней сказать громко и жестко. Евгений Плющенко понял это и выбрал такую тактику. Он защищает своих спортсменов, как может. Стоит уважать тренера за то, что не боится высказывать свою позицию, главное, чтобы это никак не сказалось на фигуристах. А, как мы знаем опытным путем, слишком громкие заявления в сторону каких-то несправедливостей очень не нравятся федерации, что они не стесняются показывать. Но в таком случае жесткие слова двукратного олимпийского чемпиона о переводе спортсменов под другой флаг могут стать реальностью. Этого точно не стоит допускать.