Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Фигурное катание
7 октября 2021, Четверг, 14:30

Самарин, Кондратюк, Тутберидзе, открытые прокаты и прыжковый баттл. Тренер топовых русских фигуристов Соколовская

cska.ru
Поделиться
Комментарии
Большое интервью о новом сезоне фигурки.

В сентябре российское фигурное катание вернулось на соревновательный лед после летнего межсезонья. В начале месяца главными звездами открытых прокатов стали Марк Кондратюк и Александр Самарин, которые лучше других выступили в Челябинске. Через две недели ситуация повторилась — Саша пробил планку в 100+ баллов за короткую программу на этапе Кубка России в Сызрани, а Марк попал в призы на Nebelhorn trophy, подтвердив третью олимпийскую квоту для России.

Корреспондент Sport24 Анастасия Логинова встретилась с тренером ребят Светланой Соколовской после одной из тренировок в ЦСКА. В большом интервью Светлана Владимировна рассказала об итогах турнира в Оберстдорфе, впечатлениях от открытых прокатов и настрое на олимпийский сезон.

«Кондратюк в Германии не прыгнул выше головы»

— Совсем недавно вы вернулись с турнира Nebelhorn trophy. Какие были первые эмоции после прокатов Марка?
— Порадовались, но уже все забылось. Сейчас новая работа, новые задачи. Эмоции в концовке были положительные, естественно. В первую очередь потому, что не подвели федерацию, не подвели страну. Не подвели всех ребят, которые будут претендовать на Олимпийские игры. Для меня это был важный момент.

Хотя, когда мы туда улетали, я максимально делала все, чтобы Марк об этом не думал. Но все равно он об этом думал, конечно. Я сделала акцент на рейтинг и на первый международный старт такой значимости, чтобы у спортсмена в голове не было вопроса про квоты. Сейчас могу сказать, что, естественно, я об этом думала, но не хотела озвучивать. Очень рада, что Марк показал себя хотя бы на 50 процентов.

— Как настраивались после короткой, когда Марк был в пограничном состоянии?
— Наверное, на тот момент он так был готов к такому старту. Не прыгнул выше головы, а сделал свой минимальный набор. Очень много грязи было из-за волнения. На моем тренерском опыте такое получилось в первый раз, что в разминке было семь человек. На наше еврейское счастье, Марк катался седьмым. Все было новым — первый старт, квоты, седьмой стартовый. Он вышел и все скрутил, без бабочек и каких-то грубых ошибок. Я считаю, что на произвольную не было какого-то другого настроя, что там было так плохо, а сейчас давай лучше. Мы же не думали о призах. Для меня главной задачей было, чтобы он себя показал. И не подвести ребят, того же Мишу Коляду с Женей Семененко, которые выполнили свою задачу на чемпионате мира. Нужно было удержать и оставить эту квоту. Хотелось, чтобы все было хорошо в плане результата.

— Как вам первый международный старт этого сезона в ковидных условиях? Что-нибудь поменялось по сравнению с чемпионатом мира?
— В Германии свободно, просто каждый день сдавали тест. Приехали — сдали, нам выдали аккредитацию. На следующий день сдали — нам приклеили наклейку на аккредитацию, через два дня был еще один тест. Ты не зайдешь на каток, если в определенное время не сдашь тест. Можно было свободно гулять по городу. Единственное, в Германии очень жестко с масками, нужно всегда их носить. Мы были на воздухе, в горах, вид сумасшедший. Ребята ездили наверх, в гору. Я гуляла по маленькому городу, кушали вкусняшки в кафе.

— Для вас выбор Марка стал удивлением?
— Нет. Когда мы ехали на прокаты, сразу было озвучено, что все будет честно. Дима [Алиев] не снимался, не знаю, почему такая информация прошла. Так как он действующий чемпион Европы, у него приоритет. Не было такого, что он готовился и снялся. Насколько мне известно, у него не было глобальных планов туда попасть. Сейчас он поедет в Финляндию, потом мы вместе в Венгрии будем. Федерация поставила номер один, а остальных ребят в запасные. Все решилось после прокатов.

"Понравилась произвольная Мишиной/Галлямова и короткая Тарасовой/Морозова"

— Как вам открытые прокаты?
— Мне очень понравилось. Так как я сама из Норильска, то вообще все эти города люблю — Красноярск, Челябинск. Огромное спасибо всем, кто принимал участие — Первому каналу, федерации, всей челябинской публике, руководству города. Так не проводят нигде. Даже Женя Плющенко, который был на многих стартах, отметил, что такого нет нигде в мире.

— На этих прокатах было нововведение — работала студия с Максимом Траньковым и Маргаритой Мамун. Как вы туда попали с Евгением Рукавицыным?
— Был разговор насчет наших ребят, но их забрали на допинг. Им пришлось сдать билеты и улететь только на следующий день. Может, чтобы закрыть эфир, позвали нас. На остаточном явлении. (Смеется.)

— Чтобы прорекламировать дачу Евгения Рукавицына?

— Кстати, да. Приезжайте.

Как-то спонтанно получилось. Видимо, было окошко, а мы не отказались. Почему нет? Может, на каждого по отдельности не было времени. Шучу, конечно.

— Если не брать ваших ребят, какие программы вам больше всего запомнились?
— У Сашки Трусовой очень понравились программы, сейчас не беру в расчет прыжковую часть. Лизины программы тоже отметила. Это из тех, кого я видела. Из пар понравилась произвольная Мишиной/Галлямова и короткая Тарасовой/Морозова. Произвольную Жени и Володи я не видела, куда-то выходила. Я сейчас говорю только о тех, кого видела живьем. В трансляции же совсем другой эффект. Не буду называть Диму с Макаром, потому что видела их от и до, начиная с постановок. Естественно, мне нравится. Было бы глупо что-либо говорить. У Миши мне понравилась короткая под «Карузо», «Щелкунчика» видела только в записи.

Очень многое зависит от технического исполнения. Если ты все делаешь, то и программа идет от самого спортсмена и прочитывается по-другому. А когда в техническом моменте что-то не получается, сливаешь. Это не плохая постановка, а просто настрой теряется. Мне кажется, у всех сильные постановки. Каждому спортсмену желаю, чтобы он собрался, тогда будет честная борьба. У нас очень сильные и девочки, и ребята, и пары. Про танцевальные дуэты не буду говорить, потому что в Челябинске не было Степановой с Букиным.

В последнее время очень много новых пар появилось. Везде конкуренция. Нет такого, что есть лидер и есть все остальные. Все очень-очень плотно.

— Если говорить о конкуренции, то у девочек, можно сказать, семь претенденток на три места. А у парней как минимум человек 10 точно. Это хорошо или плохо?
— Мне нравится. Я люблю адреналинчик. Если ты из этой десятки входишь в тройку сильнейших или выигрываешь, вот это кайф. Когда ты у сильнейших выигрываешь. А если ты всегда молодец и знаешь, что тебя не тронут, это тоже хорошо. Но это не тот кайф.

Первое место — всегда хорошо, но смотря как ты его зарабатываешь. Когда побеждаешь в такой конкуренции — шампанское в студию!

— Насколько прокаты взрослой сборной России — это показатель?
— Знаете, они все такие разные. Моя задача — это люди, чтобы они вышли публику. Неважно, получится сегодня у Марка и Саши что-то или нет. Это целиковый прокат на публику, не максимальный, но средний. Очень важно, потому что присутствует адреналин и нерв, другое состояние. Тут они катают и катают, каждый день одно и то же, представьте. А когда выходишь, видишь зал, дяденек и тетенек, которые нас сейчас осудят. Потом они нам напишут и все расскажут, мы еще огребем. А может быть, похвалят. Вообще другая психология. У меня и моих ребят — это так хорошо, что хоть на люди вышли, кислород получили. А то сидим и сидим. Мы же не зря с Женей (Рукавицыным. — Sport24) соединяемся — смена обстановки, конкуренция. Приехал — все другое. Какие-то люди незнакомые или знакомые, которых ты давно не видел.

"Обалдела, что Кондратюка заявили на Гран-при России. Прочитала об этом в инстаграме"

— По итогам прокатов Кондратюка заявили на этап Гран-при в Сочи.
— Я сама обалдела. Честно говоря, даже не знала, прочитала об этом в инстаграме. Разговор был когда-то, но потом мы решили пойти на два юниорских Гран-при. Прикинули с ним, чтобы рейтинг набирать. На этих этапах, наверное, он себя покажет, на юниорском-то уровне. Потом спокойно улетаем в Челябинск на открытые прокаты. Будем просить «челленджеры», если останутся после спортсменов со взрослыми Гран-при. Затем на Кубки России, готовиться к чемпионату страны. А тут раз — и все отменилось.

Просить другие юниорские этапы было невозможно. Я понимала, что тогда мы мимо взрослых контрольных прокатов, чего не хотелось бы нам, потому что мы их запланировали. Поэтому говорю Марку: «Давай уже, как будет. После прокатов поедем в Сызрань, Йошкар-Олу и так далее». А потом все резко поменялось. Сначала появилась Германия, потом «Мемориал Дениса Тена» в Казахстане и Гран-при России в Сочи. Там уже и страна (чемпионат России. — Sport24), здравствуйте.

— А у Самарина какие старты планируются?
— У Саши «челленджер» в Венгрии, затем этап Гран-при в Канаде.

— По Кубкам России еще планируете ездить?
— Не получается больше. Я планировала, но случилась только Сызрань. Должны были быть везде — два этапа один, два другой. А сейчас вот так получилось.

— Есть какая-то информация насчет канадских виз?
— У нас с Сашей она на восемь или девять лет, до конца загранпаспорта. Еще до пандемии мы ездили на Гран-при в Канаду.

— На данный момент Канада пускает только вакцинированных правильной вакциной. Вы что-то узнавали про это?
— Нам пока ничего не сказали. Мы вакцинированы правильной вакциной в своей стране. Наверное, этот вопрос будет как-то решаться. Пока не точно, но мы должны на два-три дня раньше туда полететь. Будет небольшой карантин между тестами, сутки или двое. Это непроверенная информация, только то, что слышала. Когда у меня будут билеты на руках, тогда это будет уже факт.

"Люди что-то пишут в интернете, а наши фигуристы вместе"

— Если говорить про прошлый сезон, какой старт стал самым запоминающимся?
— Наверное, Кубок Первого канала. Он очень запал мне в сердце. Понравилась сама идея, ее подача, Алина с Женей, как проводили. Этот адреналин, когда все девчонки Этери выступали. Я очень уважаю Тутберидзе и ее труд. Запоминалось, когда наши мальчишки пыжились, старались в прыжковом турнире. Чуть-чуть проиграли, ничего страшного. Все понравилось, было настолько чисто и честно. Со стороны наблюдали вместе с тренерским составом и радовались, что наша большая сборная команда вместе. Люди пишут в интернете, что-то устраивают… А они и за кулисами вместе, и на льду. Вроде соперничают, а такая русская сила. Наслаждалась этим.

Неважно, с Женей или с Алиной. Мои ребята были со стороны Жени. Я вообще очень уважаю этого человека, для меня она уникальная. Питерские друзья были в команде Алины, но это ни о чем не говорит. Все равно переживаешь и за Димку, и за Макара, и за Лизу Туктамышеву. В общем, за всех.

— Что думаете насчет прыжкового турнира? Он останется в таком же формате?
— Здорово очень. Мы бы хотели. Все, кого спрашиваю, тоже. Может, чуть-чуть изменения по правилам нужны, но за прыжковую идею я всеми руками за.

"Можете меня убить, но я не думаю, что этот сезон — олимпийский"

— Вы в этом году ездили в Кисловодск?
— Вообще люблю Кисловодск, нам нравится там. Все рядом, удобно, тепло, вкусно и здорово. Директор — такой дядька классный, хоть и новый.

— Сегодня Марк и Саша вышли на тренировку с интервалом около 15 минут. У вас так всегда?
— Каждый день по-разному. Сегодня у них «лайт» тренировка, нет залов, только разминки. Обычно есть хореография, ОФП и танцы. Один раскатывается и начинает катать программу, второй подтягивается, чтобы не было проблем с музыкой. Иногда вместе выходят. В этом плане у меня нет очереди, кто за кем.

— Есть ли какие-то трудности из-за того, что в этом году вы тренируете сразу двух претендентов на Олимпиаду?
— Наоборот, это подстегивает. Сами же видите, все спокойно. Где-то подглядели друг на друга, где-то завелись. Где-то, наоборот, вышли, как два киселя. Вообще по этому поводу не запариваюсь. Живу с ними сегодняшним днем, завтра будет завтра. Когда время подойдет, буду нервничать, наверное. А сейчас-то чего — катаются, тренируются. Один в Венгрию, другой — в Казахстан.

— У вас нет ощущения, что на подготовку двух спортсменов тратится больше сил и ресурсов?
— Можете меня убить, можете понять или не понять. Я вообще не думаю про то, кто куда попадет. К моему большому стыду, не думаю про олимпийский сезон. Я настолько счастлива, что Сашка возвращается. Вы не представляете, сколько мы с ним прошли за последние полтора сезона. Сейчас он начинает кататься. А Марк — почти из ниоткуда — начинает из себя что-то представлять. Пока наслаждаюсь пацанами, потому что они становятся конкурентоспособными, балдею от этого. Мне все равно, какой сезон и какие там соревнования.

— Есть ощущение, что мужское катание в России догоняет женское по популярности?
— Конечно.

— Что нужно сделать парням, чтобы о них так же говорили, как о девушках?
— Чисто кататься. У нас все пацаны классные, многое умеют. Даже те, кто ошибался на прокатах. Просто надо научиться показывать это, доставать свой мужской стержень.

— Сейчас с этим получше?
— Свобода нужна. Убрать эту ответственность и кататься. Они ведь умеют очень многое, все до одного. И сборники, и те, кто рядом со сборной, и юниоры. Все есть, нужно просто выходить и кататься. Не один раз в году, а хотя бы через старт.

Самое главное — поддерживайте. Я просто прошу всех болельщиков: не унижайте ребят. Им это очень больно. Мы с вами взрослые люди, все переживем — прочитали и забыли. А молодые ребята ранимые, есть какие-то моменты, в отличие от девочек. Не обижайте людей, которые занимаются любимым делом. Они же не просто так ошибаются, так бывает. Просто поддерживайте, тогда они будут сильнее.

— У вас в группе есть и парни, и девочки. В чем разница между работой с ними?
— Она вообще другая. С девочками можно делать все. Как тебе хочется, так их и лепишь. Они абсолютно не обижаются, у меня в группе все трудяги. Мальчики абсолютно другие, их надо беречь.

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0