«Хочу быть любимой, а не просто красивой и желанной». Русские фигуристки на первом этапе Гран-при
Станислава Константинова
Короткая программа: «Февраль» (музыка — Леонид Левашкевич)
Хореограф: Ольга Клюшниченко
Музыка. Музыку для короткой программы принесла наш хореограф. Хотели что-то лирическое. Сначала думали про Шопена. Но главным требованием к музыке было то, чтобы она не мешала кататься, чтобы она была спокойная. Очень хотелось показать новый образ, без какой-то экспрессии, чтобы не перетягивать внимание от того, чему я научилась, как я могу кататься.
Во время постановки познакомились с композитором Леонидом Левашкевичем. Он подсказывал что-то по настрою. Следит за всеми выступлениями. А я хожу на концерты и слушаю музыку вживую. Это помогает лучше ее понимать.
Образ. В короткой программе нет как такового образа, но есть ключевые моменты, о которых я должна думать во время проката. Стараюсь сделать каждое движение в музыку. Я просто хорошо ее чувствую.
На самом деле, даже не ожидала, что мне будет так комфортно работать с абстрактным образом. Конечно, легче, когда есть история, когда ты понимаешь, о чем катаешь, когда четко знаешь, какие были переживания у условной героини. Тут же нужно самой что-то почувствовать и передать эту эмоцию, чтобы тебя поняли без всяких либретто и объяснений. Но я надеюсь, мне это удается. И, надеюсь, с каждым прокатом будет получаться только лучше.
Произвольная программа: «Мулен Руж» (музыка — саундтрек к фильму «Мулен Руж»)
Хореограф: Ольга Клюшниченко
Музыка. Фигуристы часто выбирают «Мулен Руж». И, наверное, это тоже сыграло определенную роль в том, что я так захотела эту музыку. Я знаю, насколько она выигрышно звучит на льду. Намного круче, чем в наушниках, например.
Конечно, были сомнения. Тренерам, например, не сразу понравилась эта идея. Но я очень хорошо чувствовала себя в этой музыке с первых прокатов, и мы действительно нашли такой вариант компановки, который мне подошел. В меру экспрессивный, в меру трагичный, в меру спокойный. Я постепенно все больше и больше понимаю, как мне катать эту программу и на какие эмоции больше делать упор.
Первый музыкальный фрагмент — это начало фильма, где показывается разрушенный Мулен Руж, возникают какие-то воспоминания. Второй — это песня, где Сатин рассказывает о своих мечтах. И это, наверное, один из ключевых моментов. Последняя часть — танго. На разрыв.
Образ. Я не следую четко сюжету фильма. А стараюсь показать чувства. У моей героини есть мечта — быть любимой, а не просто красивой и желанной. В какой-то момент у нее это получается, но в конце она все равно погибает. Это очень грустно. Но это жизнь, которая постоянно вставляет палки в колеса, а тебе остается просто бороться за свое счастье до последнего. Это моя главная тема.
Когда тебе 19 лет, трагические истории про любовь сложно укладываются в голове. Я вдохновлялась фильмом и потрясающей игрой Николь Кидман. Редко могу сказать, что меня трогают какие-то фильмы, тем более — мюзиклы, но здесь я прониклась. Понадобилось некоторое время, чтобы переварить увиденное и сделать на свой лад.
Техника. В межсезонье, на самом деле, было не так много времени для изучения чего-то нового. Пока все в процессе. Из того, что могу показать уже сейчас, — практически все прыжки с двумя руками наверх. По ходу сезона, возможно, будем еще усложняться.
Вообще изначально произвольная программа, например, ставилась так, что все каскады «три-три» — во второй половине. Уже катаю разные варианты. Насчет четверных пока сказать не могу. Работа идет, и это совсем непросто. Нельзя резко вставлять в программу новый элемент — в нем нужно быть абсолютно уверенной.
Елизавета Туктамышева
Короткая программа: Drumming Son (Florence and the Machine)
Хореограф: Ше Линн Бурн
Музыка. Это предложение Ше-Линн. Перед тем, как встретиться, мы обменялись какими-то мыслями. Я отправила пару композиций, которые мне очень нравились по настроению. Когда Ше-Линн дала послушать Florence and the Machine, решила, что надо пробовать. Это несвойственный мне стиль. Чуть ли не впервые катаюсь под современную музыку.
Образ. Это сложная программа. И дело не только в непривычной хореографии. Она философская. Такое раздумье-переживание женщины о мужчине. Мне интересна эта тема. В прошлом сезоне она тоже проходила через короткую программу — танго из «Мистер и миссис Смит». Но сейчас все сделано в более сильном, ярком стиле.
Произвольная программа: «Caravan» (The Hot Sardines)
Хореограф: Евгения Грес
Музыка и образ. В произвольной программе у меня джаз Востока. Есть определенная игривость, но не напоказ, как умеют восточные женщины. Решили брать своим, тем, что давно умею. Выходить из зоны комфорта — хорошо и полезно, это дает мощный скачок в развитии. И у меня есть такая короткая программа. В произвольной больше легкости и веселья.
Техника. Из ультра-си пока — два тройных акселя. Из того, над чем надо работать, — каскад «лутц-тулуп». Я прыгаю лутц в высоту, и иногда получается недостаточно хороший выезд для тулупа.
Четверные? Еще недавно в них не было необходимости. Теперь нужно учить. Я уже пробовала четверной тулуп в детстве, но он получался недокрученным. Вообще никаких возрастных ограничений здесь нет. Мики Андо делала четверной сальхов, когда уже была взрослой спортсменкой. Но в женском катании очень внимательно следят и за другими составляющими. Важно показать целостность программ, хорошую технику, хорошую постановку, дорожки, вращения, чтобы это все смотрелось как одно целое.
Что касается четверных — если ты делаешь три таких прыжка в программе, не думаю, что у кого-то хватит духа и наглости упрекать тебя в плохих связках или чем-то подобном. Это шаг в будущее. И если ты делаешь так много элементов ультра-си, то у тебя есть оправдание тому, что связки между элементами не такие сложные. Это реально достойно уважения. Но если у тебя в программе только тройные, то, конечно, нужно добавлять какие-то оригинальные хореографические элементы — программа должна быть более насыщенной.
Анна Щербакова
Короткая программа: «Парфюмер» (музыка — саундтрек из фильма «Парфюмер. История одного убийцы»)
Хореограф: Даниил Глейхенгауз
«Музыку предложили тренеры, — рассказывала Щербакова в интервью «Первому каналу». — Мне она понравилась. Я почти сразу посмотрела фильм и начала читать книгу. Эта история поражает. Стараюсь передать на льду эмоции, которые почувствовала, когда ее узнала и когда услышала эту музыку».
Ольга Рябенко, дизайнер, которая работала над платьем Щербаковой, говорит, что ставила перед собой задачу — создать аромат на платье.
Искать в книге или фильме какой-то конкретный образ и ассоциировать с ним Аню не стоит. Работая над программой, хореограф и фигуристка отталкивались от музыки и шаг за шагом выстраивали соответствующий ритмический рисунок.
Произвольная программа: «Жар-птица» (музыка — «Six Gnossiennes: No.1: Lent»
Эрик Сати и балет «Жар-птица» Игоря Стравинского)
Хореограф: Даниил Глейхенгауз
Как и в случае с короткой программой, идея постановки выстраивается вокруг музыки. Во второй части очевидны отсылки к балету Игоря Стравинского — «Жар-птица». Выдержать образ помогает платье-трансформер.
В одной из балетных интерпретаций жар-птица — это феникс, восстающий из пепла. Но этот образ не совсем подходит Ане. В ее случае уместнее вспомнить оригинальное либретто, в одном из эпизодов которого Жар-птица ослепляет и завораживает своим танцем Кощея и его свиту и спасает Ивана-царевича, а вместе с ним и целое царство.
Изначально в произвольной программе Щербакова планировала исполнять только один четверной прыжок — лутц. Но перед вылетом в Америку начала накатывать вариант с двумя элементами ультра-си. Первый заявлен в каскаде с тройным тулупом, второй — сольно. Кроме того, Щербакова планирует исполнить два двойных акселя, одиночный тройной лутц и каскады из тройного лутца и тройного риттбергера и тройного флипа с тройным сальховом через ойлер.
***
Увидеть девушек в деле можно уже завтра утром — на первом этапе Гран-при в Лас-Вегасе. Начало короткой программы — в 7:00 по московскому времени.
Первая разминка
6. Анна Щербакова — 7:40
Вторая разминка
7. Елизавета Туктамышева — 7:54
12. Станислава Константинова — 8:26
Произвольная программа — в воскресенье в 7:00 по московскому времени.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.