У Туктамышевой две коротких программы. Она сомневается в постановке от Ше-Линн Бурн
В прошлом сезоне Туктамышева смогла доказать: в фигурном катании можно оставаться в топе, даже если тебе больше 20-ти лет. Главное — не бояться и экспериментировать.
Год назад Лиза активно работала с представителями джаз-модерна и даже переносила некоторые элементы этого танца на лед в своей произвольной программе. А летом отправилась к канадке Ше-Линн Бурн, за которой давно закрепилась репутация постановщика с очень нестандартным мышлением.
В итоге появилась короткая программа под музыку Florence and the Machine, британской группы, исполняющей инди-поп, с элементами блюза, соула и готического рока. Смелый и очень оригинальный выбор Ше-Линн. Но на контрольных прокатах и первых соревнованиях все услышали другую композицию — Oblivion Астора Пьяццоллы.
К оригинальной версии своей программы Лиза вернулась на скромном Кубке Санкт-Петербурга и сразу установила личный рекорд — 80,60 балла. На челленджере в Финляндии, который стартует сегодня, должен быть еще один прокат. После него Лиза и ее тренер Алексей Мишин сделают окончательный выбор. Sport24 объясняет, зачем фигуристке две коротких программы.
Пьяццолла и надежность
Отправляясь к Ше-Линн, Лиза хотела измениться. Новый стиль и образ — важный бонус поездок в Торонто. Еще одна знаковая черта Бурн — очень тонкая работа с музыкой для будущих программ. Если вы хотите понять, что значит расхожее «музыка помогает фигуристу», просто посмотрите несколько постановок канадского хореографа. У нее звук почти всегда обретает реальное воплощение в ритме и графике движений.
Композицию Drumming Song Ше-Линн выбирала, ориентируясь на музыкальные вкусы Туктамышевой — Лиза заранее прислала ей подборку из треков, которые цепляют. И в целом осталась довольна выбором, но после возвращения в Петербург засомневалась.
В команде попробовали найти компромисс: сохранили основную хореографию, но заменили музыку. Получилось странно. Ритмический рисунок программы плохо сочетается с минорными аккордами Пьяццоллы. Особенно сильно это несоответствие бросается в глаза во время исполнения дорожки шагов — движения требуют более энергичной музыки.
Одной из первых подвох заметила тренер Инна Гончаренко. Ее ученица Елена Радионова тоже ездила за программами к Бурн.
«Движений от Ше-Линн у Лизы много. Но Лиза уже их все пропустила через себя и интерпретировала по-своему. Ше-Линн Бурн читается в этих движениях уже туговато. Лиза сделала не как надо, а как она привыкла, — объясняла Гончаренко. — Понимаете, Ше-Линн Бурн отрабатывает каждый музыкальный такт — каждое движение головой, каждый подход к элементу, выкат из него. Как можно взять и перенести эту работу на другую музыку? Лично мне это непонятно».
После первого соревновательного проката на Lombardia Trophy Лиза лидировала. Но судьи тоже увидели, что с программой что-то не так. Оценка за компоненты вернулась в прошлое — 31 балл. Столько Лиза получала в сезонах, когда ее никто не воспринимал всерьез.
Для сравнения: в финале Гран-при-2018/19 было почти 33 балла, а на командном чемпионате мира — уже около 35.
Компоненты, на самом деле, больной вопрос для Туктамышевой. В ее катании судьям почти никогда не нравились связующие элементы и переходы. Претензии справедливы.
Другое дело — баллы за композицию и интерпретацию музыки. Они точно могут быть выше, если расхождения между задумкой Ше-Линн и исполнением Туткамышевой станут не такими очевидными. Пьяццолла здесь точно не помощник. Расчет на его узнаваемость и надежность в этом случае просто не работает.
Florence and the Machine и эксперименты
Прямо сейчас при чистом исполнении короткой программы Туктамышева не может проиграть по технике никому в мире. Год назад поспорить с этим могла Рика Кихира — она прыгала более сложный каскад, с флипом. Но у Лизы теперь такой же набор и более уверенный аксель.
С произвольной программой все намного сложнее. Там есть Саша Трусова с тремя четверными и Аня Щербакова — с одним. Отвечать Туктамышева планирует двумя тройными акселями. Как показали итоги Lombardia Trophy (Лиза проиграла Ане), этого мало.
Чтобы соревноваться с новым поколением фигуристок, нужно думать не только о стабильном исполнении дорогих прыжков, но и о компонентности программ. В первую очередь — короткой. Именно в ней Лиза может обеспечить комфортный отрыв от соперниц. И Ше-Линн, конечно, учитывала это во время работы. Но программа получилась слишком сложной и насыщенной.
«Освоение новой короткой программы, которую Ше-Линн Бурн сделала для Лизы, шло очень сложно. Из-за ритмической структуры музыкального сопровождения, которое определяло высокий ритм исполнения, — объяснил Алексей Мишин. — На первых этапах мы столкнулись со сложностями в реализации, поэтому было принято решение освоить эту программу на фоне музыкального сопровождения другого характера. Сейчас ее уровень овладения всей шаговой, достаточно дробной структурой, позволил перейти к оригинальной музыке».
Новая Туктамышева получила за компоненты 36 баллов. Общая оценка за короткую программу — 80,60 балла — третья в мире (после Загитовой и Кихиры). Хороший аргумент в пользу очередного эксперимента.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.