Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Lifestyle
16 февраля 2024, Пятница, 09:20

Как на самом деле выглядел кот Бегемот: в какой экранизации получилось ближе всего к Булгакову

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Бегемот от Петровича до Локшина.

Кот Бегемот, персонаж известного романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, является одним из самых загадочных и ярких персонажей в мировой литературе. Его фразы стали культовыми, а образ до сих пор вызывает множество вопросов у читателей. Давайте попробуем разобраться, как на самом деле выглядит этот загадочный кот и кому из режиссеров удалось удачно воплотить его на экране.

Чем вдохновлялся Булгаков

Для начала рассмотрим прототипы кота Бегемота. Согласно «Булгаковской энциклопедии» литературоведа Бориса Соколова, одним из источников стали книги И. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и М. Орлова «История сношений человека с дьяволом», из которых Булгаков черпал интересные детали для создания своего персонажа. Сохранились выписки Булгакова в архивах из этих книг.

Бегемот в демонологической традиции — это демон чревоугодия. Его иллюстрируют в образе огромного чудища с головой слона и большим животом бегемота.

Отсюда и обжорство булгаковского кота в Торгсине. Не исключалась версия второй жены, по которой прообразом для кота стал их домашний питомец Флюшка.

Как выглядел кот в романе

Кот в романе больше человек или скорее кот? Интересно, что шутовской персонаж предстает сразу в четырех образах. Это и громадный черный кот с кавалерийскими усами, передвигающихся на двух лапах, и «низкорослый толстяк в рваной кепке», но с лицом, напоминающим нечто кошачье, и — чаще всего — обыкновенный черный кот с человеческими манерами. В конце романа Бегемот приобретает свой естественный облик печального пажа, обреченного на вечные скитания со своим господином.

Особенно часто отмечаются его размеры: «невероятных размеров кот», «громадный, как боров», «жутких размеров черный кот».

Кавалерийские усы иногда меняют свой цвет. Так кот выглядит на бале у Сатаны: «Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены». Иногда в руках у кота оказывается примус — бытовой нагревательный прибор.

Как изображали Бегемота режиссеры

Александр Петрович (1972):
Экранизация Петровича визуально перекликается с современной постановкой: роль Бегемота исполнил обычный черный кот.

youtube.com

Но вот человеческого образа не случилось. И хотя короткое присутствие Бегемота на экране добавляло атмосферы и подчеркивало некоторые ключевые моменты, в целом режиссеру не удалось передать глубину и многогранность этого персонажа. Имел на это право, ведь его экранизация была скорее собственным режиссерским видением с отсылками к роману.

Мацей Войтышко (1988):
Польский режиссер Войтышко дал интересное воплощение Бегемота, сыгранного актером Збигневом Замаховским. В его экранизации кот меняет размеры. Бывает человеческого роста, но без типичной полноты и больше напоминает большую плюшевую игрушку. Иногда предстает в образе невысокого говорящего кота.

youtube.com

Играя кота в плюшевом костюме с взъерошенными волосами, Збигнев создал образ взбалмошного персонажа не от мира сего. В этой экранизации режиссер сумел передать характер кота, пусть и с некоторыми внешними отличиями.

Юрий Кара (1994):
Режиссер Кара представил зрителям плюшевого Бегемота, сыгранного Виктором Павловым.

youtube.com

Этот персонаж появляется в кадре в человеческом образе с кошачьими деталями в виде усов, ушей с кисточками. Образ хоть и не совсем соответствовал описанию в романе, зато добавил юмора персонажу.

Владимир Бортко (2005):
В отечественной экранизации Бортко Бегемот предстал в трех обликах: настоящий кот из театра Юрия Куклачева, актер Александр Баширов в человеческом облике и актер Вано Миранян в костюме плюшевого кота невысокого роста.

youtube.com
youtube.com

И хотя Баширов не был «толстяком низкого роста», решение с разнообразием внешности наиболее приближено к оригинальному описанию.

Михаил Локшин (2023):
В последней экранизации «Мастера и Маргариты» Бегемота сыграл настоящий кот — семилетний мейн-кун по имени Кеша. В отличие от первой ленты югославского режиссера, у Локшина кот разговаривает благодаря компьютерной графике. И хотя человеческий облик отсутствует, в романе также большую часть времени Бегемот был в образе громадного разговаривающего кота.

youtube.com

Многие критики отметили, что в экранизации Локшина кота им не хватило:

«Свита Воланда играет в фильме далеко не самую заметную роль, Коровьев и Азазелло остаются на вечном втором плане, да и коту не придумано никакой специфической задачи», — комментирует героя кандидат искусствоведения Алена Солнцева для издания «Сеанс».

Итак, каждый из перечисленных режиссеров внес свой вклад в образ Бегемота, стараясь придерживаться оригинала и при этом воплощая его собственным творческим видением. И хотя некоторые детали во внешности были опущены, разнообразие воплощений Бегемота наиболее точно было представлено в экранизации Бортко.

А какой кот вам понравился больше?

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0