Эту водку из СССР обожают на Западе: все из-за уникального ингредиента
Водка — наряду с медведем, балалайкой и шапкой-ушанкой — давно стала одним из символов России. Считается, что первая водка была изготовлена в России еще в XV веке при Чудовом монастыре, а само слово появилось в XVIII веке при Елизавете I. В XIX веке был принят стандарт крепости этого алкогольного напитка — 40 градусов.
В СССР водку, конечно, тоже любили, причем она была разная: от дорогих, предназначенных для номенклатуры марок, как, например, «Посольская», до дешевых и, следовательно, популярных «Пшеничной», «Русской» и т. д. В разное время вместе с ними продавались и более оригинальные экземпляры — например, мы уже рассказывали про необычный советский эксперимент по производству «беспохмельной» водки «Золотое руно».
На Западе русская водка всегда вызывала интерес: во времена Советского Союза, несмотря на противостояние социалистических и капиталистических стран, одна из марок советской водки производилась в США. Эта водка — «Столичная». Она не только была самой популярной за границей, но и одной из самых старейших в СССР.
История водки «Столичная» начинается с 1938 года, когда зарегистрировали товарный знак и рецептуру. Первая бутылка была выпущена через несколько лет — в 1941 году, во время блокады Ленинграда. Наладить полноценное производство, естественно, удалось только после окончания войны.
Тогда на заводах стали производить водку не только из воды и спирта, но и с некоторыми добавками. Так, в рецепте «Столичной» присутствовал еще один важный ингредиент — сахарный сироп. Автором этого рецепта был инженер-технолог Виктор Свирида.
Уже в 1950-е годы «Столичная» получает призвание: в 1954 году при проведении слепого тестирования она побеждает знаменитую водку Smirnoff, а в 1958 году получает золотую медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1960-е водка становится одной из самых популярных у номенклатуры — кстати, специально для Никиты Хрущева Московский ликеро-водочный завод «Кристалл», где производилась «Столичная», делал именно на ее основе горилку с перцем.
«Столичная» считалась дорогой водкой: в 1960-х годах, после денежной реформы, бутылка стоила 3 рубля 12 копеек, в конце 1970-х — немного больше четырех рублей, а после антиалкогольной кампании Михаила Горбачева, начатой в 1980-е годы, цена возросла еще примерно на два рубля.
С 1971 года «Столичную» начали продавать в США. Американская компания PepsiCo, выпускающая популярные продукты (Pepsi, 7UP, Lay’s и другие), получила право на дистрибуцию советской водки. Взамен она построила завод по производству газированных напитков в Новороссийске.
Посол США в СССР Томас Томпсон вспоминал, что это он посоветовал тогдашнему директору компании PepsiCo заключить такую сделку: «Русские вне себя от смирновской водки, которая разливается в Коннектикуте. Можно предложить им продавать у себя Pepsi в обмен на помощь с продажами их водки за границей».
Только с 1973-го по 1981-й год в Америке продали «Столичную» на сумму 25 миллионов долларов. «Столичная», реализуемая за границей, получила свой рекламный слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка». Кстати, люди, пробовавшие и советскую, и зарубежную «Столичную», отмечают, что вторая была мягче и пилась легче.