В этой цитате русского писателя — все о любви к родине: он объяснил, почему за границей нашему человеку плохо
Совмещавший литературную деятельность и государственную службу Михаил Салтыков-Щедрин вошел в историю в первую очередь как едкий сатирик, обличавший порядки и общественные традиции царского режима. Но исключительно этим вклад писателя в русскую литературу и культуру в целом не ограничивается.
Во-первых, Салтыков-Щедрин серьезно повлиял на развитие языка, введя в нашу речь далеко не один неологизм: «злопыхательство», «мягкотелость» и менее популярные в наши дни «благоглупость», «головотяп», «пенкосниматель» придумал именно он. Во-вторых, в произведениях Щедрина можно найти много чего интересного, помимо насмешек над обществом своего времени.
Например, в его романе «Господа Головлевы» зафиксировано весьма специфическое обоснование того, почему почти всякого русского за рубежом неизбежно тянет на родину
«Я знаю, есть люди, которые в скромных моих писаниях усматривают не только пагубный индифферентизм, но даже значительную долю злорадства, в смысле патриотизма. По совести объявляю, что это — самая наглая ложь. Я уже не говорю о том, что обвинение это очень тяжелое и даже гнусное, но утверждаю положительно, что я всего менее в этом виноват. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России. Хорошо там, а у нас… положим, у нас хоть и не так хорошо… но, представьте себе, все-таки выходит, что у нас лучше. Лучше, потому что больней. Это совсем особенная логика, но все-таки логика, и именно — логика любви. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется…»
Это необычное объяснение патриотических чувств, зафиксированное в книге писателя, стало культовым еще в СССР — на нем была построена культовая сцена в фильме «Рейс 222».
А что насчет слов великого писателя думаете вы?