В СССР это не показали в «Москва слезам не верит»: интимные подробности жизни героинь напечатали спустя много лет
Советский фильм «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова, получивший Оскар, стал самой просматриваемой лентой 1980 года и покорил сердца зрителей душевной историей трех подруг. Однако мало кто знает, что существует версия истории, дополненная событиями и откровенными подробностями личной жизни главных героинь.
В 1994 году писатель и сценарист Валентин Черных решил раскрыть тайны своих персонажей в одноименной книге, написанной на основе сценария «Дважды солгавшая», по которому снимали легендарный советский фильм. Его книга приоткрыла дверь в мир главных героинь: Катерины, Людмилы и Антонины. Черных подробно описал интимные моменты и чувства девушек, придавая им новую глубину и реалистичность.
То, что в фильме осталось за кадром (некоторые отснятые сцены были вырезаны советскими цензорами), в книге описано детально.
Так, Черных рассказывает о первой ночи Катерины и Рудольфа: «На мгновение она расслабилась, и он вошел в нее сразу, она почувствовала легкую боль и тут же забыла про нее. […] Таких ощущений она еще не испытывала, только догадывалась о них. И вдруг Рудольф заспешил, она обняла его, понимая, что сейчас произойдет то, о чем рассказывали девочки в общежитии. Ей показалось, что она несется вскачь на лошади, как когда-то в детстве».
Скромная и тихая в фильме Антонина, в книге рассуждает об изменах: «Ну не изменяла. В молодости не случилось, а сейчас уже поздно. Конечно, я же нормальная баба. Мне и другие мужики нравились. Но холостых я боялась: не дай бог какую-нибудь нехорошую болезнь подцепить и в семью занести».
А Людмила в книге делится советами с Катериной по поводу противозачаточных таблеток и полового акта: «Они надежные. Но лучше, если за полчаса… Я думаю, он парнишка уже опытный, но для первого раза подложи подушку под поясницу, ему легче будет в тебя входить».
И такие подробности вызывают бурные эмоции у читателей: «Омерзительное чтиво», «чернуха 90-х», — пишут в сети.
Многие разочарованы, что книга оставляет ощущение безысходности:
«Если сравнивать книгу и фильм, то идея фильма светлая — показать, что, несмотря на трудности человек может добиться всего сам, утвердить общечеловеческие ценности, такие как семья, материнство, труд, что любовь можно найти в любом возрасте, что важен человек, а не его должность. Ну а идея книги «Москва слезам не верит» как раз наоборот в том, что добиться можно только поступившись моральными принципами, как Людмила, или шагая по головам, как Катерина. Книга оставляет после себя неприятное ощущение какой-то грязи жизни, которую вытащили и трясут перед глазами».
Другим, наоборот, нравится эта прямолинейность:
«Многих возмущают грубые фразы и колкости, указанные в книге, но которых не было в фильме… Таких людей мне хочется спросить: а вы серьезно думали до прочтения, что Людмила со всеми ухажерами просто за ручку держалась? Или то, что она не имела грубого расчета на квартиру, выходя замуж за Горина? Это же все очевидно, но советский кинематограф многое не мог показывать, пошлость замалчивалась», — пишут в отзывах на Irecommend.
Тем не менее книга Валентина Черных стала своеобразным дополнением к классической истории. Интимные подробности становятся показателем времени и запроса общества. И, возможно, обновленная история позволяет задуматься о том, что скрывается за красивыми фасадами и кем на самом деле являются любимые герои.