Жизнь

Теперь понятно, почему в СССР колеса паровозов красили в красный цвет: вовсе не для красоты

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
И не только в Союзе.

Громыхающие колеса, клубы пара, густой запах угля и мазута — образ советского паровоза до сих пор вызывает у многих ностальгию. И есть в нем одна деталь, знакомая каждому: ярко-красные колеса. Многие считали, что их красили ради красоты или «для торжественности». Но на самом деле у этого цвета было строгое техническое объяснение.

Изначально первые паровозы, появившиеся в XIX веке, окрашивали кто во что горазд — в те цвета, которые были доступны на заводе. Чаще всего использовалась простая черная краска: дешево, практично, грязи не видно. Однако постепенно инженеры во всем мире пришли к одинаковому выводу: движущие части — прежде всего колеса — должны выделяться на фоне корпуса ради безопасности.

shutterstock.com

Как объяснили специалисты на YouTube-канале РЖД-ТВ, «Со временем во всех странах мира, причем практически одновременно пришли к пониманию, что колеса — это движущая часть механизма, наиболее небезопасная, и чтобы как-то выделить от основной части подвижного состава именно колеса стали красить в красный цвет». Такой цвет позволял не только выявлять трещины и утечки, но и предупреждал об опасности: подсознательно человек воспринимает красный как сигнал «осторожно!». Поэтому колеса, шатуны и тяги паровоза выделялись на фоне черного корпуса — все, что вращалось и могло причинить вред, было видно даже издалека.

Любопытно, что традиция красных колес не была исключительно советским изобретением. На канале Steel Bridge Models исследователь истории железных дорог рассказал, что в Германии подобный стандарт появился еще в XIX веке. Сначала колеса и рамы паровозов красили в темно-коричневый или красно-бурый цвет — такой оттенок хорошо скрывал грязь, но позволял разглядеть трещины. В 1920-е годы, после объединения немецких железных дорог, краску сменили на ярко-красную: она была дешевле (так как производилась из местных пигментов) и заметнее. Сделали это также с целью безопасности, и чтобы заметить неисправности в колесе.

Так эстетика стала побочным эффектом инженерной необходимости. Красные колеса советских и европейских паровозов не только придавали поездам узнаваемый вид, но и спасали жизни — помогая вовремя заметить неисправность и не допустить катастрофы.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0