Теперь понятно, почему у легендарного трамвая СССР было такое странное прозвище. Что еще за «Две комнаты с ванной»?
В истории советского транспорта был уникальный экспериментальный трамвай, получивший необычное прозвище «Две комнаты с ванной». Этот оригинальный состав курсировал по улицам Тбилиси в 1960–1962 годах и состоял из трех секций, что выделяло его среди привычных одно- или двухсекционных трамваев.
Уникальная конструкция
Тбилисский трамвай был спроектирован под руководством конструктора М. Чикваидзе и собран на мощностях Тбилисского трамвайно-троллейбусного управления (ТТТУ). Его передняя секция была заимствована у трамваев серии Х и оснащена электродвигателями, задняя — буксируемая, взята от серии М. Средняя секция, изготовленная вручную из частей вагонов серий Х и М, была навесной, то есть не имела собственных колес и висела между передней и задней секциями.
Именно такая компоновка привела к шутливому названию «Две комнаты с ванной». Это выражение пришло из США конца XIX века, где аналогичные многосекционные трамваи типа Брюера-Кребиля получили такое прозвище из-за своей конструкции.
Плюсы и минусы
Среди достоинств тбилисского трамвая выделялись его высокая вместимость и маневренность, что было особенно важно для узких улиц города. В салоне были установлены мягкие диваны, а большая площадь остекления обеспечивала светлый и просторный интерьер.
Однако эксплуатация выявила и серьезные недостатки. Основной проблемой стало быстрое изнашивание сочленений между секциями из-за нагрузки на навесную часть. Мощности передней секции не хватало для преодоления подъемов, поскольку задняя секция не была тяговой. Кроме того, тяжелая конструкция оказывала разрушительное воздействие на рельсовые пути.
Почему проект не получил продолжения
Из-за конструктивных недостатков и технологических ограничений тех лет развитие этой модели не получило продолжения в СССР. Все четыре экземпляра были сняты с эксплуатации и утилизированы. Однако идея многосекционных трамваев продолжала развиваться за рубежом. Подобные модели сегодня активно эксплуатируются в Европе, Северной Америке и Японии, где современные технологии позволили устранить проблемы, с которыми столкнулись советские инженеры.
Технические характеристики трамвая «Тбилиси»
- Тип: Трехсекционный сочлененный трамвай
- Конструктор: М. Чикваидзе
- Производитель: Тбилисское трамвайно-троллейбусное управление (ТТТУ)
- Годы выпуска: 1960–1962 гг.
- Количество выпущенных экземпляров: 4 состава
- Двигатель: Электродвигатели на передней секции (от трамвая серии Х)
- Тяговая схема: Только передняя секция была тяговой
- Вместимость: Около 200 пассажиров
- Максимальная скорость: Предположительно до 40 км/ч
- Длина состава: Около 25 метров
- Особенности: Навесная средняя секция, сквозной проход между секциями, мягкие диваны, большая площадь остекления