Тайну картины Пикассо раскрыли спустя более 100 лет: оказывается, изначально она была совсем другой
Картины нередко хранят свои секреты под слоями красок, и порой одно полотно может скрывать совсем другую историю. Время и технологии помогают современникам раскрывать такие тайны, показывая зрителям, что искусство всегда таит нечто большее, чем кажется на первый взгляд. «Синяя комната» Пабло Пикассо — одна из таких картин-загадок. Спустя более века искусствоведы приоткрыли завесу тайны этого шедевра, обнаружив, что под его первыми мазками скрывается совершенно иное изображение.
В 1901 году молодой Пикассо создал это полотно в Париже в рамках своего знаменитого «голубого периода», наполненного меланхолией и печалью. Однако, спустя более века, ученые раскрыли тайну «Синей комнаты»: под первыми мазками скрывалось другое изображение, ранее неизвестное публике. Используя новейшие инфракрасные технологии, искусствоведы из Вашингтона обнаружили портрет, скрытый под слоем краски.
«Голубой период» Пикассо
Пикассо начал свой «голубой период» в Париже на рубеже столетий. Это было время его глубокой личной трагедии и отчаяния после самоубийства близкого друга Карлоса Касагемаса. Уныние, одиночество и ощущение непонимания отражались в мрачных полотнах, наполненных меланхолией. Период стал символом поиска смыслов, цвета голубого и темно-синего помогали передать подавленное состояние, а его герои — слепые, бедные и изможденные люди — напоминали художнику о невзгодах собственной жизни. 19-летний Пикассо писал бедняков и сам был беден.
Сюжет картины необычайно личный: Пабло Пикассо изобразил обнаженную Жермен, принимающую ванну, — женщину, которая стала причиной самоубийства его друга Карлоса. Художник надеялся, что, запечатлев ее, он сможет эмоционально дистанцироваться от трагического события, давшего начало его глубоко меланхоличному «голубому периоду».
Тайна под слоями краски
Идея о скрытой картине в «Голубой комнате» возникла еще в середине XX века, когда реставраторы заметили несоответствия в мазках. Однако только в 1990-х годах рентгеновский анализ дал первые намеки на то, что под основным изображением могло находиться другое, скрытое. В 2014 году ученые смогли четче разглядеть фигуру мужчины с усами в пиджаке и галстуке-бабочке, который опирается головой на руку, что стало настоящей сенсацией в мире искусства.
Как отмечает куратор Сьюзан Берендс Фрэнк, Пикассо работал быстро и «не мог позволить себе покупать новые холсты каждый раз, когда у него возникала идея, которую он хотел реализовать».
Мужчина с усами — загадочный герой
Кто же этот человек под слоями краски? Личность мужчины до сих пор остается загадкой, и исследователи продолжают пытаться раскрыть его имя. Некоторые предполагают, что это мог быть один из знакомых Пикассо, возможно, другой художник или покровитель искусства, вдохновивший его на создание портрета. Однако точного ответа пока нет.
Скрытая картина под «Голубой комнатой» — не единственный случай переработки полотен Пикассо. Примером тому служат также картины «Женщина, гладящая белье» и «Жизнь», под которыми были обнаружены другие композиции. Это отражает творческую натуру Пикассо, который, будучи охвачен вдохновением, не мог ждать и срочно воплощал новые идеи, даже если для этого приходилось жертвовать уже завершенными работами.
Все это лишний раз напоминает, что гений художника не знает границ и преград, а его картины продолжают удивлять и вдохновлять, раскрывая нам тайны даже спустя столетие.