Сколько получил Крамской за портрет Толстого: для своего времени это были безумные деньги
Художники в разные эпохи по-разному получали вознаграждение за свои труды. Иногда их работы оценивались далеко не по достоинству, и выдающиеся мастера оставались в тени или довольствовались скромными заработками. Однако случались и обратные примеры, когда плата за портреты или другие произведения искусства поражала своей щедростью. Причины таких высоких наград могли быть разными: от признания таланта художника до особых обстоятельств, при которых создавалось произведение. Одним из таких случаев стала работа Ивана Крамского над портретом Льва Толстого — история, в которой роль сыграл не только талант мастера, но и неожиданный поворот судьбы.
Нежелание позировать
В 1869 году знаменитый коллекционер Павел Третьяков, собиравший галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры, обратился к Льву Толстому с просьбой позировать для картины. Однако писатель категорически отказался, ссылаясь на нежелание отвлекаться от работы. Для Третьякова это стало серьезной проблемой — портрет Толстого был необходим для его коллекции. Казалось, что мечта о портрете великого писателя останется несбыточной.
Крамской приходит на помощь
Ситуацию спас Иван Крамской, знаменитый художник и близкий друг Третьякова. На тот момент Крамской уже был известен не только как портретист, но и как мастер крупных исторических и религиозных полотен. Его работа «Христос в пустыне», проданная Третьякову за 6000 рублей, принесла ему широкую известность. Крамской был художником с твердыми убеждениями и глубоким уважением к своим моделям, что в итоге сыграло ключевую роль в этой истории.
В 1873 году в жизни Крамского произошел трагический эпизод. Летом того года Крамской находился под Козловкой-Засекой, неподалеку от имения Толстого — Ясной Поляны. В это же время его близкий друг, художник Федор Васильев, был серьезно болен туберкулезом. Будучи не только талантливым живописцем, но и человеком с чутким сердцем, Крамской пытался помочь другу, и ему срочно понадобились деньги на лечение Васильева. Он написал письмо Третьякову с просьбой о денежной помощи взамен на портрет Толстого:
«Итак, ему нужны деньги, около 1000 р. серебром… Грустно мне очень, и русская школа теряет в нем гениального мальчика… не знаю, что я приготовлю Вам в уплату этого долга, но употреблю все старания, чтобы написать портрет графа Толстого, который оказывается моим соседом — в 5 верстах от нас его имение в селе Ясная Поляна».
Уговорить Толстого
Крамской знал, что единственный шанс убедить Толстого позировать — это действовать с максимальной деликатностью и уважением. И вот как ему это удалось:
«Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали, наконец я начал делать уступки всевозможные и дошел в этом до крайних пределов. Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: «Я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее». — «Как так?» — «Очень просто, я, разумеется, его не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно».
Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно. Чтобы, наконец, кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем время поступления его в галерею Вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью Вашею. Последнее обстоятельство было настолько уже безобидно для него, что он как бы сконфузился даже и должен был согласиться. А затем оказалось из дальнейшего разговора, что он бы хотел иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать…», — из письма художника Павлу Третьякову.
Крамской выполнил свою работу блестяще. Он написал два портрета Толстого: один для галереи Третьякова, другой — для семьи писателя. Каждый из них стал символом эпохи и важной вехой в истории русского портрета.
Интересно, что сам Лев Николаевич отзывался о работе с художником в переписке с юмором, как об отвлекающем от важных дел факторе:
«Притом же все сговорилось, чтобы меня отвлекать: знакомства, охота, заседание суда в октябре, и я присяжным; и еще живописец Крамской, кот[орый] пишет мой портрет по поручению Третьякова. Уж давно Тр[етьяков] подсылал ко мне, но мне не хотелось, а нынче приехал этот Крамской и уговорил меня, особенно тем, что говорит: все равно ваш портрет будет, но скверный. Это бы еще меня не убедило; но убедила жена сделать не копию, а другой портрет для нее. И теперь он пишет, и отлично, по мнению жены и знакомых. Для меня же он интересен, как чистейший тип петербургского новейшего направления, как оно могло отразиться на очень хорошей и художнической натуре. Он теперь кончает оба портрета и ездит каждый день, и мешает мне заниматься».
Цена портрета
За этот труд Крамской получил 5000 рублей — огромные деньги по тем временам. Для сравнения, московский учитель с большим стажем зарабатывал такую сумму за 10 лет. Сумма, выплаченная Крамскому, стала признанием его таланта и важности созданного произведения, хотя настоящей награды для него, вероятно, могло бы стать выздоровление его друга, ради которого он и взялся за эту работу. Судьба распорядилась иначе — портрет Толстого был завершен, но Федор Васильев скончался в сентябре того же года.
Сегодня портрет Толстого продолжает восхищать зрителей своим глубинным проникновением в образ писателя. Он остается не только исторической реликвией, но и напоминанием о том, что даже самые великие произведения могут создаваться в условиях личных трагедий и сложных жизненных решений.