Жизнь

Об этой награде легендарного режиссера СССР на Западе не знает большинство: Данелия и сам сперва ничего не понял

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Удивительная история!

Несмотря на то, что СССР и капиталистические страны Запада разделял железный занавес, советский кинематограф знали и любили во всем мире: так, французский философ Жан-Поль Сартр восхищался первой картиной Андрея Тарковского «Иваново детство», японский аниматор Хаяо Миядзаки — советским мультфильмом Льва Атаманова «Снежная королева», а создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавался, что вдохновлялся научно-фантастическим фильмом, снятом в Советском Союзе в начале 60-х.

Западные кинематографисты не только смотрели советские фильмы, но и пытались помочь режиссерам, которые сталкивались с репрессиями в Советском Союзе. Например, в 70-е годы, когда режиссер Сергей Параджанов отбывал тюремный срок (официально за «мужеложество», а на самом деле за критику правительства и дружбу с диссидентами), многие известные деятели кино, в числе которых были Жан-Люк Годар, Луис Бунюэль, Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро, призывали освободить создателя «Цвета граната».

РИА Новости

Сергей Параджанов

Итальянские режиссеры Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра не ограничились призывами: они собрали и передали в «Союзкино» 40 тысяч долларов — большую по тем временам сумму, которая должна была улучшить условия содержания коллеги. В «Союзкино», правда, деньги не взяли, так как «все должны сидеть в одинаковых условиях».

После этого Феллини — великий итальянский режиссер, обладатель четырех «Оскаров», снявший «Сладкую жизнь», «Восемь с половиной» и «Амаркорд», — постоянно отправлял Параджанову посылки с продуктами. Есть история, как однажды один из тюремщиков спросил, кто такой этот Федерико Феллини. На что Параджанов ответил: «Это на самом деле Федор, мой родной брат. Он еще октябренком попал в Италию к нашей бабушке-революционерке… И даже фамилию ее взял — Феллини, что на итальянском значит «несокрушимый».

РИА Новости

Федерико Феллини

Неизвестно, доходили ли до советского режиссера посылки Феллини: в одном из тюремных писем он признавался, что «часто пухнет от голода» и рассказывал, как надзиратели съели колбасу и конфеты, которые ему прислала Лиля Брик.

Также у Параджанова отобрали бумагу и карандаш, чтобы он не мог рисовать, но даже в таких условиях режиссер не переставал творить. Он начал «чеканить» талеры — так назывались монеты в Европе в XVI–XIX веках — из алюминиевых крышек молочных бутылок. Параджанов выравнивал крышки и выдавливал на них портреты известных людей — Иисуса Христа, Петра I, Пушкина, Гоголя и других.

Один из «талеров» Параджанов отправил Тонино Гуэрре, который вместе с Феллини собирал те самые 40 тысяч долларов. Гуэрра показал «монету» Феллини и предложил отлить из нее медали и вручать их тем кинематографистам, кому они посчитают нужным. Приз, которым награждали на кинофестивале в городе Римини, назвали в честь картины Феллини — «Амаркорд».

Его в том числе получил советский режиссер Георгий Данелия. В начале 90-х он вне конкурса показывал в Римини свой фильм «Настя». А вот что, как рассказывал Данелия, произошло на заключительной церемонии, где ему не полагалось никаких призов:

«Вдруг на сцену вышел мой друг, знаменитый сценарист Тонино Гуэрра, и стал что-то говорить по-итальянски. Сначала я услышал «Феллини», потом — «Параджанов», потом — «Данелия гранда реджиста». А потом все зааплодировали и Тонино вызвал на сцену меня, вручил мне какую-то коробочку и попросил, чтобы я ее открыл и показал залу. Я открыл и показал. И все снова зааплодировали. В коробочке был маленький серебряный медальон: Дева Мария. Я раскланялся, сердечно поблагодарил Тонино и спустился в зал, так ничего и не поняв».

РИА Новости

Георгий Данелия

Позже супруга Тонино Гуэрры рассказала Данелии историю про «талеры» Параджанова и про то, почему ему досталась награда:

«Тонино рассказал Феллини, какие фильмы участвуют в конкурсе фестиваля и кто из режиссеров приехал. И Феллини предложил дать приз мне.

— Но ты же не видел фильм, который Данелия привез, — сказал Гуэрра.

— И не надо. Я видел «Не горюй!», и мне достаточно.

youtube.com

Кадр из фильма «Не горюй!»

Таким образом я получил приз «Амаркорд» от Феллини за картину «Настя», которую он не видел, но любил фильм «Не горюй!», и от Параджанова за фильм «Не горюй!», который ему не понравился».

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0