От легендарного фильма СССР американцы были в восторге: он даже вдохновил создателя «Звездных войн»

Режиссеры со всего мира вдохновлялись фильмами, снятыми в СССР: представитель французской новой волны Жан-Люк Годар ориентировался на монтажные эксперименты советских кинематографистов начала XX века — Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, прославленный японский мультипликатор Хаяо Миядзаки не бросил заниматься анимацией благодаря советскому мультфильму, а знаменитый датский режиссер Ларс фон Триер не раз делал отсылки к фильмам Андрея Тарковского.
Большое влияние на мировой, но в особенности американский кинематограф оказал советский научно-фантастический фильм «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева. Картина, вышедшая в 1961 году, когда Юрий Гагарин только вернулся на Землю, основывалась на одноименной повести писателя-фантаста Александра Казанцева и рассказывала о высадке людей на другую планету.

По сюжету совместная советско-американская экспедиция на трех космических кораблях отправляется на Венеру. На планету в итоге садится только один корабль: второй терпит крушение, столкнувшись с метеоритом, а третий остается на орбите для связи с Землей. Венера оказывается богатой жизнью: на ней есть действующий вулкан, океан с рифами, большие хищные растения и животные, напоминающие динозавров. Кроме того, на камне, поднятом из океана, герои обнаруживают портрет женщины.
В фильме, кроме освоения космоса, есть и другие технологические приметы будущего: например, экспедицию сопровождает американский человекообразный робот. Здесь же появляется проблема противостояния людей и искусственного интеллекта, которая выглядит невероятно актуальной в современном мире. Робот из «Планеты бурь» получает серьезные повреждения и практически губит команду.

Фантастический фильм стал безумно популярным в Советском Союзе — за билетами выстраивались длинные очереди. Но кроме того, он транслировался еще в 28 странах. В Америке картина вызвала восторг: несмотря на то что в США с 50-х годов снимали научную фантастику об исследовании космоса (например, фильм «Запретная планета»), «Планета бурь» превосходила западные аналоги и историей, и съемками, и спецэффектами.
Американцам так понравился советский фильм, что они даже присвоили его: в 1965 году «Планету бурь» перемонтировали, добавив некоторые эпизоды, и выдали в прокате за американскую картину «Путешествие на доисторическую планету». То же самое произошло в 1968 году: в фильм вмонтировали сюжетную линию про сексуальных венерианских амазонок и выпустили под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».
Нашу картину оценили не только американские зрители, но и зарубежные коллеги Павла Клушанцева. «Планета бурь» стала «крестным отцом» многих американских фантастических лент. Главным техническим изыском советского фильма стали комбинированные съемки. Например, сцена, в которой робот во время извержения вулкана идет по лаве и несет на плечах людей. Чтобы снять ее, реквизиторы создали макет извергающегося вулкана: роль лавы играло обыкновенное тесто, его смешали с красной краской и специальным веществом, благодаря которому тесто пузырилось. Также был сделан маленький макет робота. При этом актеры забрались на плечи другому — большому — роботу: его в фильме играл советский самбист, мастер спорта Борис Прутковский, которому приходилось носить тяжелый металлический костюм. Во время съемок макет вулкана и кукла робота находились близко к камере, а Борис Прутковский в костюме андроида и актеры у него на плечах — вдали от нее. Стыки куклы и робота совпадали на уровне пояса, так что сцена выглядела правдоподобно.
Кроме того, в «Планете бурь» впервые было реалистично показано парение в невесомости, эффект которого достигался благодаря скрытым тросам и кранам. Но и это еще не все: например, инженеры ЗИЛа разрабатывали космические вездеходы, впервые в кинематографе была использована изобретательная съемка через аквариум и так далее.
Американские режиссеры Стэнли Кубрик и Джордж Лукас не скрывали, что ориентировались на «Планету бурь» при создании собственных фильмов про космические приключения — «Космической одиссеи 2001 года» и «Звездных войн». Первый делал отсылки к советскому фильму в своем космическом эпосе, а второй создал флиппер для «Звездных войн», сильно напоминающий вездеход из «Планеты бурь».
Лукас, приезжая в СССР, мечтал встретиться с Клушанцевым, однако ему это не удалось. Есть легенда, что, когда американский режиссер спросил у своих сопровождающих, возможна ли встреча, они спросили: «Кто это?» Тогда Лукас ответил: «Крестный отец «Звездных войн».
Влияние Клушанцева на американские фантастические фильмы, ставшие классикой кинематографа, сложно переоценить. Режиссер Ридли Скотт для своего научно-фантастического фильма «Прометей» адаптировал дизайн скафандров из «Планеты бурь», а Джеймс Кэмерон использовал советскую наработку — съемку подводных сцен через аквариум — в «Титанике». Стивен Спилберг тоже признавался, что просмотр «Планеты бурь» оказал сильное влияние на его творчество.
Американский мастер по спецэффектам Роберт Скотак, работавший над вторым «Терминатором», несколько лет переписывался с Павлом Клушанцевым. Советский режиссер отправлял американскому коллеге секреты трюков и собственные чертежи. В 1992 году Скотак поехал в Россию, чтобы встретиться с режиссером лично. Кстати, в «Терминаторе» тоже есть отсылка к «Планете бурь»: Терминатор вслед за роботом из советского фильма тонет в лаве с вытянутой рукой. Позже Скотак писал: «Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву».