Этот ляп в «Мастере и Маргарите» не замечает большинство: вдова Булгакова закричала, когда ей на него указали

Достаточно широко известно, что Михаил Булгаков не успел закончить работу над романом «Мастер и Маргарита» в полной мере. Ему помешала болезнь почек (гипертонический нефросклероз) и вызванные ею проблемы со зрением. Последние правки в текст вносила за него супруга — Елена Сергеевна. Писатель был в состоянии лишь надиктовывать исправления.
В связи с этим совершенно неудивительно, что в конечной редакции романа сохранилось довольно много, что называется, ляпов. Про некоторые из них мы уже рассказывали. Например, так до конца и не понятно, как именно выглядел главный герой произведения — Мастер.
Но есть еще один момент, заметив который Елена Сергеева, не удержалась от эмоционального восклицания.
Речь про Геллу — вы наверняка помните эту красавицу из свиты Воланда со шрамом на шее: «…девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее».
Гелла описана как ведьма по происхождению, ведьма-вампир, оживший мертвец, в отличие от Фриды, которую следует признать ведьмой по совершенному деянию (убийство ребенка). Об этом персонаже благосклонно отзывался сам Воланд: «…служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать».
Что же с ней не так? Когда в квартире № 50 случился пожар, из окна вылетела вся свита — «три темных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины». Однако в заключительный полет, случившийся после перевоплощения героев, Гелла почему-то не попала.
В воспоминаниях Лакшина о беседах с Еленой Сергеевной Булгаковой зафиксировано, что та в ответ на его недоумение «взглянула <…> растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!!»
На то, что Гелла не фигурирует в финальном полете лишь по ошибке, указывает и один из моментов в ранних версиях романа: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь», — гласит версия 1938 года.
Так что Гелла точно должна была возвращаться с Воландом — не случилось этого лишь из-за того, что у Булгакова не хватило времени и здоровья, чтобы завершить работу над романом.


