Жизнь
8 декабря 2024, Воскресенье, 09:30

Эту деталь в фильме легендарного режиссера СССР замечают единицы: Тарковский оставил гениальную отсылку в «Зеркале»

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Легендарное «Зеркало».

В мире кино порой скрываются маленькие секреты, которые могут удивить самого внимательного зрителя. Некоторые из них связаны с шедеврами живописи. Иногда на экране можно увидеть картины, которые чудесным образом оживают в контексте фильма. Такими трюками пользуются многие известные режиссеры, и советские — не исключение. Эти неожиданные отсылки к известным произведениям искусства добавляют картине дополнительный слой смысла и глубины.

Одним из ярких примеров такой художественной находки является фильм Андрея Тарковского «Зеркало», вышедший в 1975 году. В этом произведении, насыщенном сложной символикой и многослойной повествовательной структурой, можно обнаружить интересную отсылку к живописи.

В частности, речь идет о картине Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу», написанной в 1565 году.

РИА Новости

Что за прием?

«Зеркало» — это фильм, который погружает зрителя в мир воспоминаний и ассоциаций, пересекающих различные временные и пространственные пласты. Тарковский использует образы и символику, чтобы передать эмоциональное состояние героя и глубину его внутреннего мира. Одним из таких приемов является экфраса, или цитирование произведения одного вида искусства в другом. Так, в зимних сюжетах появляется отсылка на работу Брейгеля.

youtube.com

И не просто ее цитирование, а переосмысление.

youtube.com

О картине

Картина Брейгеля «Охотники на снегу» изображает зимний пейзаж с охотниками, преследующими дичь на фоне снежного ландшафта. Эта работа, типичная для северного Ренессанса, отличается детализированными сценами и глубоким психологическим подтекстом.

Тарковский обращался к этой картине неоднократно. К примеру, встретить крупный план репродукции «Охотников на снегу» можно в «Солярисе».

youtube.com

Секрет Тарковского

В интервью 1979 года Тарковский отмечал, что использование мотивов Питера Брейгеля в «Зеркале» было не просто стилистическим приемом, но также частью «культурного пласта» и «жизненного опыта» автора: «Поскольку в «Зеркале» использованы мотивы Брейгеля чисто живописные, просто нам казалось, что этот материал входит в какую-то биографическую ткань памяти авторской… Для нас это является культурным пластом, который для автора является жизненным опытом».

Тарковский также высказывался о своем негативном отношении цитирования картин в кино в своих лекциях. «Я никогда не понимал, как можно, например, строить мизансцену, исходя из каких-либо произведений живописи. Это значит создавать ожившую живопись, а следовательно, убивать кинематограф. Мизансцена выражает не мысли, она выражает жизнь», — говорится в учебном пособии «Уроки кинорежиссуры» на основе лекций Андрея Тарковского.

Именно поэтому цитирование у Тарковского часто не очевидное, не заметное зрителю.

Несмотря на свою негативную позицию относительно экфрасы в кино, Тарковский виртуозно использует элементы живописи, чтобы обогатить визуальный и эмоциональный опыт зрителя. Эти скрытые детали не только расширяют художественное восприятие фильма, но и предоставляют возможность для более глубокого анализа произведения и его связи с классическим искусством.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0