Советский кинематограф известен своей уникальной эстетикой и глубокими фильмами. Среди таких произведений — знаменитый фильм Андрея Тарковского «Сталкер», который стал объектом внимания и обожания за рубежом, но вызвал недоумение и даже апатию у части советских зрителей.
В конце 1970-х годов Андрей Тарковский закончил работу над своим новым фильмом «Сталкер». Режиссер был уверен, что его картина обладает потенциалом для получения главных призов на мировых кинофестивалях.
![](https://cdn-m.sport24.ru/m/ef57/23c8/33f1/4c61/852d/3623/e7be/91e4/300_10000_max.jpeg)
«Кажется, действительно, «Сталкер» будет моим лучшим фильмом, — записал режиссер в дневнике 10 февраля 1979 года. — Это приятно, не более. Вернее, это придает уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах.
Мне они не нравятся — в них много суетливости, преходящего, ложного. (В «Сталкере» этого меньше всего). Просто другие делают картины во много раз хуже. Может быть, это гордыня? Может быть. Но раньше это правда».
![](https://cdn-m.sport24.ru/m/19d5/0dc7/bfab/4a44/b90c/a9db/a4e5/18a9/300_10000_max.jpeg)
Однако на премьерном показе в СССР в 1979-м многие не могли досмотреть картину до конца. «Если кто-то думает, что русские понимают «Сталкер», то глубоко ошибаются. На премьерном показе, в советское время, в 400-местном зале, к финалу фильма нас осталось 4 человека», — пишут в Сети. Этот факт может объясняться различием между ожиданиями советских зрителей и тем, что фильм фактически предложил. «Сталкер» был далеко от традиционного советского кино, и его медитативный характер, философская глубина и аллегорический сюжет несколько не вписывались в стандартные представления о кино как о развлечении.
Тем не менее были и те, кто вдохновился «Сталкером» сразу после первого просмотра: «А мне зашло сразу, несмотря на то что отличается от книги, дает такое же ощущение. И долгий путь в зону — это время размышления, совсем не тяготило меня. А игра актеров просто великолепна!» Это подчеркивает факт, что «Сталкер» требовал от зрителей готовности к вдумчивому просмотру и восприятию кино в качестве искусства.
![](https://cdn-m.sport24.ru/m/d350/e9f8/7f55/45b8/baa7/6e99/bfe3/73c0/300_10000_max.jpeg)
Несмотря на свой потенциал, фильм был показан всего в трех кинотеатрах Москвы. Госкино считало 196 копий, отправленных в другие города, неоправданно большим количеством, из-за неудач в показе «Соляриса» прошлого фильма Тарковского. Чиновники также отказали в заявлении «Сталкера» на конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Но благодаря усилиям зарубежных прокатчиков фильм продемонстрировали вне конкурса, и он был одобрен критиками и жюри, получив специальную премию в 1980 году.
![](https://cdn-m.sport24.ru/m/272d/e58f/4cb9/4b36/947e/3678/df7c/41a6/300_10000_max.jpeg)
«Потрясающая пресса во всех газетах в связи со «Сталкером» в Канне. Просто-таки триумфальная. Джан Луиджи Ронди называет фильм гениальным и оценивает его как величайшее произведение. Даже повторять неловко все, что он говорит. В общем, это был взрыв», — писал режиссер.
Парадоксально, но в киностудии «Мосфильм» не проявили должного интереса к успеху фильма за рубежом. Интересный разговор произошел между женой Тарковского и директором киностудии «Мосфильм» Николаем Сизовым. Лариса Тарковская спросила, что известно о прокате фильма в Каннах, на что Сизов ответил: «Да, провалился. Люди уходили с фильма» (по воспоминаниям Тарковского).
![](https://cdn-m.sport24.ru/m/1eee/3edb/4ec4/4b21/b3eb/58c9/f3be/a548/300_10000_max.jpeg)
Несмотря на неоднозначные реакции на премьере и внутренние трудности, «Сталкер» остается популярным и актуальным фильмом. Его отреставрированная версия в 2017 году в США получила широкое признание и заработала значительные суммы за короткий период показа. Фильм продолжает привлекать внимание российских зрителей. В истории кинематографа «Сталкер» остается одним из самых важных произведений советского и мирового киноискусства.