Эту деталь со знаменитой картины «Бурлаки на Волге» не замечает большинство: почему флаг на корабле перевернут?

Кто не видел легендарную картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Ее печатают в учебниках, копируют на открытках и марках, обсуждают на уроках. Образы бурлаков стали настоящими символами народного труда и страдания, а сама картина — почти хрестоматийной.

Кажется, в ней уже все разобрано до мелочей — от красной рубахи юного паренька до усталого взгляда бригадира, идущего первым в связке. Но есть одна деталь, которую легко пропустить, даже если смотрели на полотно десятки раз. На мачте барки развевается бело-сине-красный флаг… но цвета у него идут в обратном порядке. Красный — сверху, белый — снизу. Почему Репин написал его именно так?
Мы изучили разные версии и попытались понять, что стоит за этой деталью.
Как молодой Репин увидел бурлаков
Когда Илье Репину было 25 лет, он отправился в этнографическую поездку вдоль Волги. Его интересовало не столько «народное горе», сколько типажи — лица, позы, характерные движения. Именно там он встретил Канина — бригадира, которого тут же утвердил как лидера бурлацкой артели.
«Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, — радовался Репин. — Как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости».
Картина писалась несколько лет. Репин страстно работал над «Бурлаками», и в 1873 году представил их на Всемирной выставке в Вене. Реакция была мощной: восторг, недоумение, шок. Один из самых прогрессивных художников России — и вдруг такой сюжет? Министр путей сообщения даже отругал его. «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину?» — возмущался чиновник. — Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!»
Зачем художник «перевернул» флаг?
На мачте судна у Репина развевается флаг. По форме — точно российский триколор. Но… белой полосы наверху нет. Наоборот: вверху — красная. Сам художник точных объяснений такого выбора не оставил, но есть несколько версий.

Ошибка моряков
Самое простое — в XIX веке к флагам относились гораздо менее строго, чем сегодня. Бело-сине-красный триколор использовался, но его порядок нередко путали. В «Вокруг света» объясняют:
«К порядку полос на государственном флаге в то время относились не очень внимательно. Часто поднимали флаги вверх ногами, как здесь».
То есть Репин не выдумал ничего — он просто изобразил то, что видел в жизни: вымпел на барке был повешен небрежно, и художник честно это зафиксировал. Но есть и другие версии.
Сигнал бедствия
Интересно, что в морском деле перевернутый флаг не просто ошибка, а сигнал. Такой прием использовали моряки, если судно терпело бедствие или на борту возникли проблемы — например, с парусом или управлением.
В этом контексте, флаг вверх ногами — не просто деталь, а крик о помощи. А что мы видим на картине? Барка, у которой не работают паруса. Ее вынуждены тащить бурлаки — вручную, с надрывом.
«Наверное, потому и тащат судно, что по каким-то причинам само идти не может?» — предположил один из пользователей блога LiveJournal в обсуждении картины.
Совпадение? Возможно. Но поразительно точно передано настроение — не только конкретной сцены, но и всей эпохи, где многие жили, условно, с перевернутыми флагами в душе.
Изображенное — ложь
Также встречается и более радикальная трактовка — что перевернутый флаг значит: все, что мы видим, неправда. Так написал один из комментаторов там же:
«Перевернутый флаг — значит перевернутый мир, нарисована ложь».
Некоторые зрители не могут поверить, что подобный изнурительный труд действительно существовал в реальности. Будто художник не фиксирует жизнь, а нарочно сгущает краски. И перевернутый флаг здесь — как бы комментарий автора: это неправда, но очень похоже на правду.
Символ перевернутого мира
Некоторые исследователи уверены: Репин намеренно перевернул флаг, чтобы обозначить неустойчивость политической системы. Вторая половина XIX века была временем нарастающей социальной тревоги. Тот самый перевернутый триколор мог быть тихим, но красноречивым протестом.
«Во-первых, в морском деле флаг переворачивали в случае опасности и проблем на судне. Во-вторых, такие цвета имеет флаг Сербии. Однако Репин, с большой вероятностью, использовал первую трактовку — новый поворот, ожидание перемен, которыми была насыщена Россия в те годы. Мало кто обращает внимание, что канат, который тянут бурлаки, привязан к вершине мачты.
И если бурлаки, которые стали символом народа, вместе бы потянули эту бичеву, баржа бы обязательно перевернулась. Как рухнул бы и старый мир. Столкновение нового промышленного мира и старого показывает и развевающийся в правую сторону флаг на барже, в то время как дым из трубы парохода направлен влево», — объясняет Валерий Ахунов, ведущий специалист Русского музея и автор лекции «Тайный смысл известных картин», в «Аргументах и Фактах».
А может, это вообще не флаг?
Среди зрителей есть и скептики. Некоторые уверены: это вовсе не государственный флаг, а вымпел частной торговой компании, которой принадлежала барка. Более того, в момент написания картины официальным флагом Российской империи вообще считался другой — черно-желто-белый (однако бело-синий-красный так же использовался). Триколор стал официальным только в 1896 году, при Николае II.
«У Репина написан не государственный флаг (к тому же в то время он был другой), а флаг торговой компании, которой принадлежала барка. Если внимательно посмотрите на этюд — там флаг другой торговой компании…»
«И это даже не флаг, а вымпел, в данном случае закрепленный на флюгере для определения направления ветра», — отмечают комментаторы в блогах.
Однако в общем доступе нет эскизов художника с каким-то другим флагом, чаще у Репина на зарисовках флаг и вовсе отсутствует.

Случайность или символ?
Картина Репина хранит множество знаков и загадок. И перевернутый флаг — одна из них. Возможно, случайность, а возможно — самое точное из всех высказываний о России конца XIX века: страна, в которой многое вверх дном, а люди все равно идут вперед. С лямкой на плечах. Не зная точно куда — но не имея выбора не идти.


