Жизнь

Эту деталь на шедевре русского художника вы не замечали: что за странное украшение у боярыни Морозовой на руке?

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
С треугольниками.

Некоторые картины — как загадки: их можно рассматривать годами, но не увидеть самого важного. Кажется, все на виду — и все же взгляд ускользает от главного. Именно так бывает с полотном «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Мощный жест двоеперстия, толпа, колоритные лица, ледяная Москва… Все говорит о драме раскола. Но есть в этой картине деталь, которую замечают далеко не все — кожаное кольцо на руке главной героини.

РИА Новости

Что это? Украшение? Символ? И почему художник так старательно его прописал?

Кто такая боярыня Морозова

Феодосия Морозова — историческая личность и трагическая героиня. Одна из самых знатных женщин своего времени, приближенная ко двору царя Алексея Михайловича, она открыто выступила против церковной реформы патриарха Никона. Реформа изменила обряды и вызвала раскол в Русской православной церкви, а Морозова стала символом сопротивления — и мученицей за веру.

Царь жестоко ответил на ее мятеж: боярыню арестовали, пытали, а затем заточили в подземную тюрьму в Боровске, где она умерла от голода.

История создания картины

Василий Суриков вспоминал, что впервые услышал о Морозовой от своей крестной матери. История поразила его с детства. Позже, уже зрелым художником, он воплотил ее в одном из самых драматичных своих полотен. Образ, по словам самого Сурикова, возник у него из образа вороны на снегу — черного пятна, которое врезалось в память. Такой же черной колючей фигурой и предстала Морозова на фоне толпы — словно раскалывая ее пополам.

Художник писал картину долго, особенно тщательно подбирал лицо для боярыни. Пробовал писать с тетки, интересовавшейся старообрядчеством, но ее образ «терялся» в толпе. Только приехавшая к старообрядцам с Урала женщина — Анастасия Михайловна — внезапно стала идеальной моделью: «Она всех победила», — говорил Суриков.

Что за «украшение» на руке Морозовой?

Если двоеперстие — жест старообрядческого крестного знамения — бросается в глаза сразу, то необычную деталь на другой руке замечают не все. Это не просто ремешок или украшение. Это лестовка — древняя форма православных четок.

РИА Новости

Лестовка — плетеная кожаная лента со счетными элементами (так называемыми «бобочками»), символизирующая лестницу духовного восхождения. У старообрядцев она замыкается в кольцо, что означает непрестанную молитву. С ней не расставались ни миряне, ни монахи. Внутрь часто вкладывали бумажные свитки с Иисусовой молитвой. Четко структурированная, лестовка служила не только символом, но и инструментом: по ее ступеням отсчитывали молитвы, вставляли поклоны и даже определяли, сколько раз надо повторить ту или иную молитву в день.

РИА Новости

Символика лестовки сложна и многослойна: каждая ступень — это либо апостол, либо пророчество, либо возраст Христа. А треугольные окончания — лапостки — обозначают Троицу и Евангелия.

Старообрядцы верили, что молитва не должна прекращаться никогда — и потому лестовка, как кольцо, замкнута: без начала и конца, как вечность.

Еще один герой с лестовкой

Любопытно, что лестовка в руках не только у Морозовой. На картине она есть и у странника, стоящего справа. Он снял шапку, провожая осужденную, — как знак духовного родства. Такие типажи скитальцев-богомольцев с посохами и котомками были привычны даже в конце XIX века.

РИА Новости

Этот паломник — не просто персонаж толпы, он — отражение идейного единства, союзник Морозовой в ее вере. Суриков писал его образ с разных моделей, а в одном из этюдов даже использовал автопортрет, когда не смог найти нужного поворота головы у прежнего натурщика.

В контексте картины лестовка — не просто атрибут. Это мощный символ несгибаемости, веры, непреклонности. Даже в санях, униженная, под конвоем, Морозова не расстается с тем, что для нее важнее всего. Ее вера — как кольцо: замкнута, неразрывна и вечна.

А вы замечали эту деталь на картине?

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0