Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
7 апреля 2024, Воскресенье, 13:14

Кем была Аленушка с легендарной картины Васнецова. Таких девушек называли в то время дурочками

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Художник зашифровал разгадку в первом названии.

Работы русского художника Виктора Васнецова до сих пор восхищают мир своей глубиной и содержанием. Одной из его знаменитых картин является полотно «Аленушка» 1881 года. Но немногие знают, что при написании художник вдохновлялся вовсе не русской народной сказкой.

Сегодня картина «Аленушка» неразрывно связана с историей про сестрицу Аленушку и братца Иванушку, который козленочком стал. Интересно, что эпизода пригорюнившейся девочки, сидящей около воды, в оригинале не было. В народных сказках про Аленушку, записанных Александром Афанасьевым, повторялся один сюжет — героиню утопила колдунья или злые люди, а спас Иванушка, ставший козликом или барашком.

«А колдунья уж дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно; козленочек прибежал и горько-горько заплакал», — из сказки 260 под редакцией Афанасьева.

Но кем же тогда была та девочка, которой восхищался автор?

Виктор Васнецов изначально свою картину назвал «Аленушка (дурочка)». И не случайно.

РИА Новости

Оказывается, в то время «дурочкой» называли девочек-сирот, по другим источникам — юродивых. Свою героиню художник увидел в Ахтырке, городе, где снимал дачу.

«Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее», — цитировал художника Виктор Лобанов, летописец и друг Васнецова.

В XIX веке сиротство было распространенной проблемой в России. Дети, лишенные родительской опеки, оказывались на общественном обеспечении, нередко сталкиваясь с нищетой, голодом и отсутствием любви и заботы.

Элеонора Пастон, искусствовед, также подтверждала эту теорию в эфире «Эха Москвы»:

«Вы знаете, я думаю, что Виктор Михайлович в Ахтырке изобразил девочку, и девочку как тип действительно вот этой печали русской. То есть, о сказке еще не было речи. О том, что эта работа корреспондирует со сказкой, записанной Афанасьевым».

На первой выставке, где была представлена картина Васнецова были и другие его работы. Например, «Три царевны Подземного царства» были подписаны — «На сюжет русской народной сказки». Но вот под «Аленушкой (дурочкой)» такой подписи не было.

РИА Новости

Интересно, что и современники автора не видели в ней сказочности. К примеру, художник Илья Остроухов писал в письме Васнецову, что картина воспринимается простым народом, как отображение его тяжелой доли.

«Она бездомная, бесприютная сирота, она выросла в чужих людях: у нее нет близких, нет своего угла; и она ушла из деревни куда-то далеко, далеко в чащу леса, сидя на камне, над водой, опустила она свою голову на руки, сложенные на коленях, и задумалась; задумалась болезненно, как-то испуганно, отчаянно и горько. В ее глазах, в ее лице художник глубоко драматически выразил эту драму жизни, всю скорбь души, немощную, ужасную скорбь. […] Так глубоко выразить душу, так поэтически представить тип, — для этого нужен действительно талант художника, а не одно мастерство живописца», — из «Художественного журнала» 1881 года.

И хотя сегодня многие ищут в картине сказку, реальная задумка художника была совсем другой. И эта глубина до сих пор притягивает зрителей.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0