«Попа, особенно моя, торчала». Русский фигурист-чемпион получил серьезную травму, исправляя технику
Танцы на льду являются наиболее сложным для понимания простого зрителя видом фигурного катания. Танцорам особенно важно показывать чистоту шагов и мягкое скольжение. Кропотливая работа не всегда видна сразу, однако ежедневные тренировки направлены на отточенность линий, мягкость коленей и другие технические нюансы.
Майя Усова и Александр Жулин в начале карьеры столкнулись с определенными проблемами. Для высоких мест требовалась разноплановая подготовка.
«Эмоций через край, а попа, особенно моя, торчала, мне всегда не хватало выворотности в бедрах. Майе, кстати, тоже. Нам был неподвластен такой элемент фигурного катания, как «кораблик», — это когда ты красиво скользишь по льду, развернув стопы на 180 градусов. Все наши конкуренты владели этим элементом, а мы — нет», — вспоминал Александр.
После Олимпиады-1988 в группу Натальи Дубовой на позицию хореографа пришла Татьяна Степанова. Экс-балерина уже работала с фигуристами, поэтому знала, на что именно нужно обращать внимание. Усовой и Жулину ее методики подошли идеально — спортсмены начали быстро прогрессировать в хореографической подготовке.
Кроме непосредственной работы в зале со Степановой, Майя и Александр дополнительно занимались силовой подготовкой. Тренировки со штангой однажды чуть не лишили Жулина карьеры: во время одного из подходов фигурист ошибся в технике выполнения упражнения и серьезно повредил спину. Хотя вес снаряда был далеко не максимальным — всего 30 кг.
«В пояснице что-то хрустнуло, возникла резкая острая боль, меня скрючило. И вот такой буквой «зю» я еле добрался до дома. Раньше я и не догадывался, что такое боль в спине.
Но я был молодой, ретивый, и как только через неделю боль утихла (при помощи обезболивающих уколов и физиотерапевтических процедур), я тут же побежал на тренировку. Однако с той поры у меня очень часто случались болевые приступы, и ноющая, противная боль в крестце сопровождает меня всю жизнь. Хоть я и дипломированный специалист МОГИФКа, я не могу сказать с уверенностью, что мы делали всё правильно. Желание сесть на ноги и добиться бешеной силы во всех конечностях было сумасшедшим», — писал Жулин.
Постепенно пара, наконец, раскаталась, появилась мягкость в коленях и нужная скорость. Особое внимание хореограф уделяла положению бедер — для правильного катания нужно было держать осанку. Упорная работа с Моисеевой дала свои плоды, несмотря на все трудности.
В материале использовались цитаты Александра Жулина из его книги «Танцы на льду жизни. Я знаю о любви все…».