У фигуристки потребовали огромные деньги за музыку. Перед Олимпиадой многие могут попасть в тяжелую ситуацию

Getty Images
Поделиться
Комментарии
Как решаются вопросы с правами.

Олимпийский сезон накладывает на спортсменов и тренеров дополнительное давление. И дело не только в том, чтобы показать лучший результат на Играх в феврале — вопрос с авторскими правами на музыку в фигурном катании в этот раз встает сильно актуальнее, чем раньше. После прошлых скандалов все стараются подойти к постановке программ гораздо внимательнее, чтобы не оказаться в эпицентре разбирательств.

Последний громкий инцидент, связанный с претензиями на музыку, случился как раз на Олимпиаде-2022. На американцев Алексу Книрим и Брэндона Фрейзера подали иск за незаконное использование кавер-версии трека «House of the rising sun» — правообладатели заметили в соцсетях отрывки из их выступления в командном турнире. Несмотря на жалобы, от композиции они не отказались и вместе с федерацией США и вещателем NBC попали в полноценный судебный процесс.

Ситуация оказалась настолько серьезной, что американские чиновники вплотную начали заниматься вопросом. Ответственность за выбор музыки лежит на фигуристе — а значит, именно он должен убедиться, что никаких вопросов не возникнет. Весной 2024-го US Figure Skating уведомила всех спортсменов о том, что при выборе сопровождения следует пользоваться специальными сервисами, которые очищают права. В противном случае в трансляции соревнований музыка звучать не будет.

Getty Images

В аналогичную сторону двинулся и ISU. Международная федерация предлагает проверять через компанию ClicknClear, сотрудничающую с правообладателями по вопросам использования их творчества. Если в сезоне 2024/25 международный союз конькобежцев лишь рекомендовал использование сервиса, то в олимпийский год правила ужесточаются из-за повышенного внимания к Играм. Хотя и в середине цикла у авторов возникали вопросы к фигуристам.

Проблема только в том, что все эти коллекции не бесконечны — они включают в себя только ограниченное число треков. Золотая классика — беспроигрышный вариант, ставший народным достоянием. Однако конкретные исполнения легендарных композиций тоже могут попасть под запрет, как было в случае Книрим/Фрейзера. С более-менее современной музыкой вариантов еще меньше: из-за этого в том числе ISU отказался от истории с XXI веком в олимпийском ритм-танце и обратился к более «безопасным» 90-м.

Getty Images

А что делать тем, кто хочет кататься под другую музыку? Тогда нужно урегулировать вопрос напрямую с источником. Некоторые исполнители положительно реагируют на выступления и даже благодарят спортсменов за выбор, другие же выставляют за использование огромный счет, неподъемный для простых спортсменов.

Канадская одиночница Мадлен Скизас хотела оставить короткую программу под саундтрек из «Короля льва» на олимпийский сезон. Постановка вышла удачной, принесла девушке несколько чистых прокатов, да и хореография за год уже отработана до автоматизма. Только вот корпорация Walt Disney назвала Скизас «непомерную сумму денег» за использование своей музыки — от программы в итоге пришлось отказаться.

Getty Images

В середине сезона вряд ли кому-то хочется экстренно заниматься новыми постановками, поэтому логично, что спортсмены начали узнавать информацию летом, когда есть время определиться с композициями. Скизас ждет ответа от другого правообладателя, но рассматривает и запасные варианты на случай неудачи. И это только одна озвученная история — в реальности их наверняка больше. Остается только надеяться, что проблем на Олимпиаде ни у кого не возникнет.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0