Валиеву и Липницкую хвалили, русских чемпионов мира заставили переделывать: проблемы с музыкой в фигурке
Программы в фигурном катании играют важную роль в понимании всего вида спорта. Главная особенность — это синтез искусства и физической силы. Если прыжки и элементы у всех одинаковые, то каждая постановка уникальна. Хореография придумывается и прорабатывается специально для каждого фигуриста, тогда как музыка используется уже существующая.
В последнее время много говорят о защите прав артистов, а значит, и добросовестном использовании продукта их работы, в нашем случае — это песни и отдельные композиции. Сначала кажется, что в фигурном катании с этим нет проблем, на соревнованиях можно услышать огромное количество музыки: от классики до хитов последних лет.
Получается, перед постановщиками стоит еще одна задача: получить разрешение на использование от артистов, а еще и выплачивать проценты. Формально это совсем не так. В первую очередь надо понимать, что композиция — лишь инструмент, на основе которого создается новое произведение искусства благодаря оригинальной хореографии и действующим правилам. Также в патентно-правовых спорах действуют международные соглашения, где четко прописан первый пункт. Благодаря этому композиции можно использовать без финансовой компенсации.
Правда, и здесь есть свои нюансы. Так, если на соревнования продаются билеты, то правообладатель может потребовать до 2% от общего дохода. Если такие прецеденты и были, то они остались без огласки, так как нет известных случаев требования компенсации.
По сути, эти проценты обычно и не нужны исполнителям, ведь спорт является еще одной хорошей рекламной площадкой. Многие артисты и создатели, наоборот, только рады, если их музыку используют фигуристы. Самый известный пример — Юлия Липницкая. Для своей произвольной программы в 2013 году она взяла образ из фильма «Список Шиндлера» и саундтрек оттуда. Выступление в командном зачете на Олимпиаде в Сочи стало безумно популярным, после чего режиссер картины Стивен Спилберг отправил фигуристке письмо с благодарностями.
Камила Валиева в прошедшем сезоне выступала под песню «I See Red» группы «Everybody Loves an Outlaw». Несмотря на то, что композиция и так популярна, артисты отреагировали на эту программу и написали в своих социальных сетях: «Нам нравится смотреть, как ты катаешься под нашу песню, Камила! Такой невероятный артистизм».
В олимпийский сезон российский неоклассический композитор Кирилл Рихтер оценил постановки Анны Щербаковой и Камилы Валиевой под его музыку. Сейчас он в хороших отношениях с хореографом Бенуа Ришо, присутствует на сборах, поэтому стоит ожидать новых совместных работ.
Но далеко не всем так везет. Любая музыка, которая защищена авторскими правами, не может свободно использоваться даже в случае, если она является частью нового произведения искусства. Это не такой сложный процесс, главное — правильно оформить документы. Чаще всего он игнорируется, из-за чего некоторые правообладатели могут запретить использовать композицию или его часть. Выступление на соревнованиях подразумевает собой публичное исполнение музыки, а на это не каждый готов пойти.
Так, в 2018 году произошел самый известный случай запрета. Канадский одиночник Кевин Рейнольдс завершал карьеру на турнире NHK Trophy в Японии, поэтому решил порадовать зрителей и выступить под музыку из игры Ni no Kuni. В итоге за неделю до турнира Кевин опубликовал пост в своих социальных сетях:
«Всем привет, у меня немного печальные новости: по результатам продолжающегося правового спора с одним из правообладателей музыки я был вынужден отказаться от использования в своей программе образа Ni no Kuni. Я извиняюсь перед своими фанатами, которые с нетерпением ждали мое выступление на турнире NHK Trophy в Хиросиме. Сроки сжатые, но я сделаю все, что в моих силах, чтобы поставить программу на основе бесплатной музыки».
Правообладателями саундтрека являются издатели франшизы японская игровая студия Bandai Namco. Что удивительно, до этого они разрешили использовать свою музыку японскому одиночнику Дайсуке Тахакаси, когда он выбрал саундтрек из другой игры компании — Tekken.
Похожая ситуация была в 2010 году. Оксану Домнину и Максима Шабалина вынуждали переделать оригинальный танец перед Олимпиадой, так как в нарушении авторских прав их обвинила певица Шейла Чандра. В их композиции использовались мужской и женский голоса, которые создавали ощущение диалога, так как стояли друг за другом. В итоге компания, которая представляла интересы Шейлы, обратилась в олимпийский комитет с жалобой на нарушение авторских прав. Тогда россиян спас музыкальный продюсер Александр Гольдштейн, который просто переписал женскую партию, а Домнина/Шабалин без проблем выступили в Ванкувере.
Во всех странах по-разному действуют. Например, в Великобритании фигуристы сами договариваются с владельцами авторских прав. В России чаще всего этим занимаются региональные федерации. Большее значение авторским правам придают японцы: так, Юдзуру Ханю лично обратился к Евгению Плющенко, чтобы использовать композицию из его программы «Посвящение Нижинскому».
Легче всего работать с классической музыкой — через 50 лет после смерти автора произведение искусства становится общественным достоянием. Таким образом, у композиции нет формального правообладателя, а значит, ее можно свободно использовать.
Чаще всего проблемы с авторскими правами возникают перед серьезными стартами, такими как Олимпиада. В этот момент весь мир следит за спортом, появляется интерес и каждый хочет получить часть славы. В итоге, единственный вариант — самостоятельно отслеживать правовое поле и заранее оформлять документы еще до постановки программы. Фигурному катанию с этим повезло: межсезонье продолжительное, есть время заняться еще и бумажной работой.