Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Фигурное катание
27 марта 2024, Среда, 15:10

Плагиат в фигурном катании — нерешаемая проблема? Как известные фигуристы копируют хореографию и что с этим делать

youtube.com/из личного архива Алины Загитовой
Поделиться
Комментарии
Вспоминаем скандал с Глейхенгаузом и Загитовой.

Авторские права в визуальных видах искусства — всегда тема спорная и неоднозначная. Так как фигурное катание — это не только техника и физическая сила, но и искусство, надо понимать, что здесь также есть определенный объект авторского права. Мы говорим о хореографии как о неотъемлемой части программы. В фигурном катании болельщики, которые следят за этим видом спорта, достаточно давно стали замечать, что определенные «фишки» одного фигуриста встречаются у других.

К сожалению, в фигурном катании нет практики отслеживания плагиата или заимствования каких-то элементов хореографии и танца.

В 2019 году был достаточно громкий скандал с олимпийской чемпионкой Алиной Загитовой и хореографом Даниилом Глейхенгаузом. Фигуристка представила показательный номер под песню Билли Айлиш на одном из японских шоу.

Спустя неделю американская хореограф Джоджо Гомез написала в своих социальных сетях:

«Тот случай, когда моя постановка танца на песню Bad Guy была украдена и показана по национальному телевидению. Даниил Глейхенгауз, мне приятно, как сильно вы вдохновились моей работой, но в следующий раз, вместо того чтобы воровать, наймите меня и купите билет в Японию».

Конфликт быстро разрешился, и автор оригинала написала, что Даниил с ней связался и принес извинения:

«Я хочу принести извинения Джоджо Гомез за то, что не спросил у нее разрешения на использование некоторых движений из ее хореографии — я видел их на ютубе, и мне очень понравилось. Я показал эту хореографию Алине, и мы начали программу с этих движений. Джоджо, ты потрясающая, и я надеюсь, что в будущем мы сделаем что-то на льду. Я приглашаю тебя в Россию и беру все затраты на себя».

Конечно, ее первый пост вызвал большой ажиотаж, Загитовой и Глейхенгаузу начали писать гневные комментарии и обвинять их в краже. Гомез отметила, что не хотела такого негатива, но ей необходимо отстаивать свои права на собственные произведения.

Если смотреть оригинальную постановку, то можно четко увидеть, что хореография действительно полностью скопирована, никак не проработана отдельно.

Было достаточно серьезное обсуждение произвольного танца Елизаветы Худайбердиевой и Егора Базина в 2021 году. Еще в начале сезона Денис Самохин в интервью ФФККР сказал: «Идею программы дали танцоры Дина Ахметгареева и Федор Полянский своим гениальным номером «Жизнь». А мы решили придать ей второе дыхание, но уже на льду». Правда, тогда эти слова далеко не все увидели, а после Кубка Первого канала зрители отметили полное заимствование. В итоге никакой реакции не последовало, а танец фигуристы оставили и на следующий сезон.

Для большинства плагиат — это нерешаемая проблема, ведь невозможно за всем уследить, все задокументировать, поэтому не стоит даже говорить об авторских правах. Здесь мы можем выделить из фигурного катания ту область, которая необходима нам, а именно хореография. Статья 1259 ГК РФ причисляет хореографические произведения к объектам авторских прав. К сожалению, это все, что есть в законе.

В первую очередь мы должны понимать, что программа является хореографическим произведением (или произведением искусства), так как в ней существует определенный сюжет, представленный танцевальными партиями. То есть с точки зрения закона отдельное движение не попадает под авторские права, а вот связка, имеющая смысловую нагрузку, — да.

В фигурном катании это распространенная проблема. Хореограф-постановщик Мария Касумова рассказала, как это работает внутри профессионального сообщества:

«Есть такая фраза — «не плагиат, а дань уважения». Один хореограф мне недавно рассказывал, что ему очень понравилась программа одной японской фигуристки. В итоге он поставил точно такую же своей девочке. Постановка, музыка, костюм — все оттуда.

Конечно, если такое происходит, то все это обсуждают. У нас вряд ли получится что-то с этим сделать; если международный союз конькобежцев увидит в этом необходимость, добавит какой-то критерий, графу в распечатке, то может быть.

Доказать же это сложно, так что имеем то, что имеем».

Из личного архива Марии Касумовой

Теоретически можно доказать принадлежность хореографического произведения определенному автору. Для этого нужны доказательства интеллектуального труда. Самый лучший способ — это партитуры. Любой хореограф с образованием знает названия определенных элементов и последовательностей, поэтому написать подробную расшифровку танца не составит труда. Фото- и видеоматериалы помогут, только если он имеется с репетиций и подготовки.

В итоге защитить свое авторство можно, специалисты в сфере искусств всегда готовят документы и заверяют их. На примере этого феномена мы видим, что в фигурном катании существует абсолютная вертикаль. На местах мало кто решится прямо заявить о плагиате — только в момент, когда этим займется федерация или ISU.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0