Валиева впервые выступила в образе злодейки. Татьяне Навке удалось удивить уникальным прочтением «Щелкунчика»
В Омске завершился чемпионат России по фигурному катанию, а в Москве уже начинается период новогодних праздников. Это время премьер ледовых шоу, и первой свою историю показала Татьяна Навка. В этом году она выбрала сюжет «Щелкунчика» — традиционный новогодний балет. Музыку Чайковского и это либретто использовали не только в театре, но и в спорте, поэтому очень сложно здесь показать что-то новое.
В первую очередь надо отметить необычное расположение зрительских мест. Чаще всего отсекается определенная часть арены для задника и декораций и все смотрят шоу с одного ракурса. В «Щелкунчике» зал был поделен на две части — по широкому борту, а короткий занимали два экрана. Все декорации были мобильными и появлялись на льду при необходимости. Тем более режиссура была выстроена так, что каждый сектор мог увидеть полное представление.
Еще одна особенность спектакля Татьяны Навки — это живой оркестр, который находился по бокам. В этот раз команда решила не брать готовые аранжировки популярных композиций, из-за которых год назад были скандалы. Теперь же большая часть музыки — это произведения Чайковского в новом прочтении для некоторых сцен.
Сюжет также сильно изменили и осовременили, чтобы история была более понятна. Семью главных героев перенесли в будущее, где родители не читали ни одной книжки, а вместо любимых игрушек у детей роботы с искусственным интеллектом. Поэтому их заинтересованность изобретениями крестного стала более понятной.
Трансформации играют важную роль в этом шоу. Так, роль Мари изначально исполняла дочь Татьяны Навки Надежда Пескова, но в реальности Щелкунчика появлялась Евгения Тарасова. Момент перехода между этими мирами также обыгран — через волшебные часы крестного. До последнего главный герой был в маске, и только в финале зрители увидели Владимира Морозова.
В реальном мире за Фрица (брата Мари) катался юный Арсений Рябцев. После первого перевоплощения его роль исполнял Егор Мурашов, а потом на лед вышел Максим Ковтун — в момент, когда персонаж решил присоединиться к стороне зла.
Выбор артистов на определенные позиции полностью оправдан. Главной звезде шоу Камиле Валиевой досталась непростая роль Крысиной Королевы, которую часто игнорируют в либретто, хотя она есть в оригинальной сказке Гофмана. У Валиевой получилось показать настоящую злодейку яркими и широкими жестами. Особенно хорошо это видно в совместных сценах с Мари (Евгения Тарасова), где контраст создавался во всем.
Сказка совершенно иначе стилизована. Зрители будто попадают в мир стимпанка, ржавчины и шестеренок. Пока реальный мир слишком вылизанный и технологически продвинутый, вселенная Щелкунчика скрипучая и громоздкая. В шоу участвовало не так много артистов, но у каждого был свой костюм, который четко определял его роль и принадлежность.
Очевидно, что шоу рассчитано на всю семью, поэтому от клише было невозможно избавиться. Армия кукол Щелкунчика яркая, пестрая и разнообразная, а со стороны Крысиной Королевы — массовка в одинаковых черных костюмах. Но в общей цветовой композиции даже такое банальное разделение смотрится органично, потому что стилизация не делит реальность на черное и белое.
Сложно на льду создать иллюзию финальной битвы и показать весь накал кульминационной борьбы добра со злом. Сначала главные герои — Владимир Морозов и Камила Валиева — фехтовали на шпагах на льду. После Щелкунчик поднялся на летающего коня, а Крысиная Королева села на трон — огромную конструкцию с тремя крысиными головами. Все заканчивается, когда Владимир поднимает горящий меч, а трон взрывается.
Что примечательно, кульминация очень быстрая, мощная, но для ее дополнения взяли классическое исполнение, а именно 71-й опус из «Щелкунчика» Чайковского. Это не сбавило темп, а наоборот, добавило масштабности происходящему.
Это шоу показало, что можно сделать с классическими сюжетами. Здесь присутствуют элементы и оригинальной сказки, и либретто балета, даже добавлены линии из произведения «Снежная королева», чтобы докрутить семейную драму и показать разобщенность брата и сестры.
Получилось новое прочтение, которое не испортили даже условности ледового шоу. Видно, что команда Татьяны Навки не гонится в первую очередь за масштабом, а все больше углубляется в суть, чего так не хватает на этом рынке.