Как стать главным тренером в русской фигурке. Рецепт успеха бывшего мужа Татьяны Навки
Российские танцы на льду давно не были в топе. Пока в остальных видах появлялись звезды, которые были готовы врываться на международную арену, открывать двери перед собой ногами, в этой дисциплине долго наша страна была в большей степени наблюдателем за главными разборками. На это есть много причин, но основная — отсутствие грамотных специалистов в определенный период времени, их отток в другие страны, в частности в США. Что интересно, пока на взрослом уровне наши дуэты не брали медали, среди юниоров все было намного лучше.
Видно, что базовые навыки и умения имеются, как и хорошие спортсмены, но грамотно подвести их к главным стартам оказалось непосильной задачей. Все это время была попытка развиваться, создавались тренерские штабы, каждый со своим стилем.
Лидером внутри России стал Александр Жулин, который уже до этого привел к золоту Олимпиады Татьяну Навку и Романа Костомарова. Сразу после завершения карьеры он участвовал в ледовых шоу в США и России, а после тренировал в Нью-Джерси, в Россию вернулся только в 2006 году.
Его дуэт Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев являются семикратными чемпионами страны. Также он привел к золоту на юниорском чемпионате мира Елену Ильиных и Никиту Кацалапова. До определенного момента его пары хорошо показывали себя на внутренних стартах, но дальше этого было сложно пробиться.
Один из плюсов тренерской работы Жулина — это создание качественной команды. В разное время с ним работали Олег Волков, Петр Дурнев, Максим Петухов. Все они — хорошие специалисты по технике, скольжению и правилам. Они точно понимали, как из существующих спортсменов вытащить максимум. С Бобровой/Соловьевым не получилось добиться больших успехов из-за той базы, которая была изначальна. Скольжение было средним, чего тогда хватало для российских танцев, но было минимумом для международной арены. Медали этапов Гран-при и чемпионаты Европы — все, на что они могли рассчитывать.
Настоящий успех в современной фигурке пришел к Жулину с Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым. И вновь все благодаря точному подходу с точки зрения правил и регламента. У фигуристов уже была хорошая база, которую они получили, пока тренировались в США у Марины Зуевой. Специалистам удалось это сохранить и создать определенный образ, который понравился и зрителям, и судьям.
Александр Жулин хоть и является постановщиком, но больше нацелен на спортивный успех. Он хорошо понимает, как должна строиться хорошая, качественная программа, но без какой-то уникальности и творческой составляющей. Именно из-за этого интересные постановки случаются в сотрудничестве с хореографами вне фигурного катания. Так, Синицина/Кацалапов заявили о себе благодаря танго в сезоне 2018/19. Тогда паркетные паттерны были перенесены на лед, что выделило ритм-танец среди остальных.
Раньше Жулин часто тренировал дуэты из других стран, поэтому у него всегда была достаточно большая группа. Испанцы Сара Уртадо и Кирилл Халявин, французы Натали Пешала и Фабиан Бурза, белорусы Виктория Ковалева и Юрий Беляев — лишь часть его спортсменов. Два года назад после Олимпиады в Пекине его штаб значительно опустел и на это место пришли новые российские дуэты, все из разных школ.
Для танцев на льду в России Александр Жулин — идеальный тренер. Он не особенно любит экспериментировать, а берет темы и образы, понятные каждому. Не пытается что-то кардинально изменить, а идет по уже знакомому пути. Его штаб четко понимает правила и тенденции, поэтому просто строго следует им, что оценивается судьями, а значит и приносит результаты. И все это понимают, поэтому все более-менее заметные спортсмены при первом удобном случае бегут в группу Жулина.