Крутое шоу можно делать без огромных бюджетов и без Загитовой с Трусовой: чемпионка Олимпиады Бережная удивила всех
27 октября, пятница, вечер. Захожу на сайт билетного оператора. На дневную премьеру ледового шоу Елены Бережной «Аладдин и повелитель огня» осталось буквально 5-7 точечных мест в разных секторах. Вечернее шоу — та же история. Такой ажиотаж слегка удивил даже организаторов: громких имен, кроме самой Бережной, в афише нет, да и без ледовых шоу Петербург точно не страдает: только за одну неделю выступят — Елена Бережная (28 октября), Евгений Плющенко (1 ноября), Илья Авербух с «Кармен» (5 ноября). При всем этом многообразии постановок зрители выбрали Детский ледовый театр Елены Бережной и их премьеру «Аладдина». Чем же артисты и организаторы постарались оправдать такое доверие?
Россыпь звезд — не тот показатель, по которому шоу Бережной явно лидирует. Пока Авербух, Навка, Плющенко и Тутберидзе заманивают к себе чемпионов, Детский ледовый театр выезжает на имени своего руководителя. «И тут мастера, и там мастера. Просто у них звезды катаются, а у нас одна, зато очень большая. У нее больше регалий, чем у всех, кто катается там», — считает артист театра, исполнитель роли злодея Дмитрий Ефремов.
На самом деле, это довольно грамотный ход. Целевая аудитория этого спектакля — дети. И пока дети, которые все равно не всегда отличают Щербакову от Загитовой, смотрят добрую сказку, их родители наслаждаются катанием более понятной им звезды — олимпийской чемпионкой 2002 года Елены Бережной. Тратить немалую часть бюджета на гонорары сборникам и новым чемпионам в этом случае необязательно.
Шоу все-таки ледовое, хоть и направленное на юных зрителей, поэтому попробуем описать техническую сторону. Большим разнообразием сложных прыжков постановка не отличается: элементов ультра-си не было ни у кого. Артисты показали несколько двойных акселей, попытались крутить тройные, но не всегда удачно — были и падения, и степ-ауты. Пары исполнили пару-тройку выбросов: в основном, они заканчивались касанием рукой или помаркой на выезде. А вот непрыжковые элементы, которые так любят неподготовленные зрители, были исполнены прилично: я успела заметить около пяти тодесов в исполнении разных пар, шикарные кораблики в стиле Андрея Мозалева через всю площадку, множество вращений. Порадовало катание: даже придирчивые фигурнокатательные журналисты оценили skating skills Джинна, повелителя огня, принцессы Амины, Аладдина и других персонажей.
Фишка этой постановки — зрелищные цирковые элементы. Чего здесь только не было! Во время огненного шоу даже дети затаились и завороженно наблюдали за языками пламени. Не менее внимательно наблюдали и пожарные — безопасность на уровне. Укрощением огня занимались артисты творческой мастерской «Пять стихий». Прямо возле льда они колдовали над своими факелами, разводили костры, поджигали, а затем тушили о специальную огнеупорную ткань. Сочетание льда и пламени остается каким-то чарующим и покоряет даже искушенного зрителя.
Заставила переживать и воздушная гимнастка, которая на большой высоте без всякой страховки летала в самых разных позах около пяти минут. Сначала девушка в белом комбинезоне держалась руками или ногами за кольцо, а потом зацепила петлю сзади за шею и, опять поднявшись в воздух, полетела над ареной в шпагате. Ожидаемо такие трюки вызвали бурю оваций. А уж сколько сальто, в том числе с перепрыгиванием через людей, было исполнено за 1,5 часа… бесчисленное множество.
Артисты не задерживались на льду — они то и дело стремились выпрыгнуть на ковер, а то и прямо на трибуны. Например, один из постановщиков шоу и исполнитель роли Джина несколько раз буквально влетел в зал, заигрывал со зрителями, делал с ними селфи и обменивался мгновенными впечатлениями. Аладдин с лампой частенько бегал по краю ковра, балансируя между сценой и залом. Артисты постоянно выползали за пределы катка, прячась друг от друга, а коллеги их игриво вытягивали обратно на площадку.
Стоит отметить красочные костюмы и очень динамичный свет. Больше 200 костюмов и головных уборов создала Татьяна Ногинова — главный художник-технолог Мариинского театра. Рука мастера видна очень отчетливо: здесь и яркость, и соответствие тематике, и удобство. Только настоящий профессионал сможет сделать огромный, увеличивающий объем костюм Джинна, в котором можно будет не только двигаться, но и крутить тройные. Световое оформление получилось очень пестрым и доставило много сложностей фотографам и операторам. Ответственные за свет не всегда успевали лучом софита за героями, поэтому фигуристы оказывались в тени. Но общий свет вышел очень насыщенным и передавал атмосферу восточного базара.
В конце концов, «Аладдин и повелитель огня» — добрая детская история. Не фейерверк четверных, не парад чемпионов, а именно детская сказка. Она учит быть честными и смелыми, отважными и милосердными, дружными и справедливыми. Здесь добро всегда побеждает зло, как бы злодей хорошо ни владел коньком. При этот создатели избавили нас от нудных нравоучений, моралей и советов. Дети все понимают между строк, когда с ними говорят на одном языке. Весь спектакль пронизан добрым легким юмором, который оставляет приятное сладкое послевкусие от постановки.