Главные фишки старта сезона в фигурке: «голый» наряд, заслуживающий штрафа; «Очи черные» от японки
Позади уже не только два этапа Гран-при России, но и первый этап международной серии, а значит, пришло время проводить сравнительный анализ стартов в нашей и мировой фигурке. Сегодня речь пойдет не о контенте, судействе и компонентах (хотя косвенно как раз о весомой их части), а о творческой составляющей фигурного катания — интересные концепты, небанальные музыкальные решения, костюмы и даже стартовые позиции.
В поиске любопытных находок…
Сезон-2023/24 в плане музыкального выбора пока не особо выделяется на фоне остальных и демонстрирует уже традиционное злоупотребление использованием музыки из «золотого фонда». После просмотра трех турниров («Край курая», «Сердце Сибири» и Skate America) можно выделить перечень исполнителей, к творчеству которых фигуристы обращаются чаще всего, причем вне зависимости от вида и страны, которую спортсмен представляет.
Топ-3 исполнителей за три турнира
- Muse — 5 программ, фаворит по результатам начала сезона!
- Майкл Джексон — 4 программы, еще один фаворит! Делаем ставку на то, на чемпионате мира, когда все спортсмены покажут свои программы, насчитаем в финальном топе как минимум в два раза больше.
- Мадонна и Queen — по 3 программы.
Еще из повторяющихся музыкальных тем: «Мулен Руж», «Лебединое озеро», «Болеро», «Аллилуйя», «Аве Мария», «Кармен», всевозможные вариации «Танго», а также нетленные произведения мировой классики, в том числе в современной обработке (и так — стабильно из года в год). Эффекта «вау» от постановок под эти музыкальные темы не наблюдается, ведь подобные образы уже не раз интерпретировалось на льду в том или ином виде.
Конечно, не все так уныло. Некоторые фигуристы за прошедшие две недели продемонстрировали особенно интересные и неожиданные музыкальные решения. Например, японская одиночница Моне Тиба в короткой программе катается под французскую версию известного русского романса «Очи черные». Образ японки выдержан в деталях: от внедренных движений из национальных цыганских танцев и выразительной, контрастирующей с присущей японцам скромностью мимикой до изящного платья со сверкающим кружевным верхом и яркой цветочной юбкой, дополненной акцентной заколкой в волосах. А еще это был первый чистый прокат среди женщин на Skate America в тот день!
Короткая программа Изабо Левито также выделилась на фоне остальных постановок среди женщин на первом этапе Гран-при определенными фишечками и запоминающимся образом. Американская фигуристка перевоплотилась в королевскую кобру. Соответствующим для такой идеи музыкальным решением стали завораживающие восточные мотивы, на которые идеально накладываются акцентные и тягучие движения Изабо, имитирующие змеиные повадки. Но главный элемент образа — платье бежевого цвета, усыпанное кристаллами, и «поселившаяся» на его правом рукаве змея. Образ не фигуральный, а буквальный: проработка пресмыкающегося настолько детальна, что на ладони юной спортсменки виднеется голова змеи с зелеными глазами, а на пальцах — змеиный язычок. Эпично!
А что у Луны Хендрикс на этот раз? Бельгийская одиночница не изменяет себе и остается в привычном сексуальном танцевальном образе. Хендрикс катается под дэнс-ремиксы треков Офры Хаза и Мадонны, которые звучат на катке пока несколько странно. При этом фигуристка продолжает путь Пападакис и Сизерона, популяризовавших направление вога на льду в олимпийском сезоне — 2022, и тоже интегрирует в программу исконно воговские фишки. Это свежо и современно!
В этой постановке использован еще и мейнстрим сезона — хореодорожка и резкие остановки прямо возле судейской бригады. Выглядит провокационно и смело, хотя такое мы уже видели в сезоне в «Болеро» Кевина Эймоза на том же Skate America, в короткой программе Камилы Валиевой и не только. Танцевальные изюминки — это важно, но на самом деле первое, что бросается в глаза при просмотре короткой программы Луны Хендрикс, — это откровенное платье, а точнее купальник с бахромой. Настолько открытый, что многие пользователи в сети до сих пор гадают, почему спортсменка не получила дедакшен за обнажение как будто бы более 50% тела.
После «голого» платья бельгийки в сезоне-2022/23 эффекта недоумения нет, все довольно стильно… Но точно ли не обнажено больше половины тела и «одежда не создает эффекта чрезмерной наготы, неуместной для данной дисциплины», как следует из правил ISU? Вопрос спорный. Несмотря на то, что на российском соревновательном льду мы таких откровенных образов практически не встречаем, «докопаться» можно попробовать к костюму Елизаветы Худайбердиевой в ритм-танце с корсетным верхом и прозрачной юбкой (почти отсутствующей, в общем-то). Однако по посылу программ как у Луны, так и у Лизы подобные образы кажутся уместными, так еще и привлекают (можем лишь предположить) дополнительную аудиторию к просмотру фигурки… Почему нет?!
Пойдем дальше и поговорим о «темной» тенденции в фигурнокатательных образах сезона-2023/24. Наряду с использованием заезженных музыкальных тем из «Ромео и Джульетты», «Титаника», «Мулен Руж» и тому подобных историй любви и драмы реализацию обрели более противоречивые и менее популярные в фигурке истории. Образ Бэтмена на Skate America примерил на себе шведский одиночник Андреас Нордебек, но более успешно ту же идею на первом этапе мировой серии продемонстрировала итальянская спортивная пара Ирма Кальдара и Риккардо Маглио.
Их произвольная программа начинается с необычной стартовой позиции: партнер удерживает партнершу в параллельном положении относительно льда. В программу включены некоторые акробатические элементы и каноничные движения Бэтмена и Женщины-кошки. Но не отпускает ощущение, что постановка вдохновлена показательным Александры Бойковой и Дмитрия Козловского. Жаль, что такие характерные программы в России спортсмены показывают только на показательных вне соревновательного льда, не изменяя себе и классике, от которой все же следует хотя бы иногда отходить ради разнообразия спорта.
Похожим настроением «темной» современной сказки обладает и произвольный танец Софьи Леонтьевой и Даниила Горелкина под саундтрек из фильма «Белоснежка и Охотник — 2». Программа насыщена элементами современной хореографии, образы Королевы и Охотника подчеркнуты костюмами в стиле тотал блэк, а вставки в музыкальной дорожке с цитатами из кино дополняют зрелищную и даже немного мистическую обстановку.
Отметим оригинальность произвольного танца действующих чемпионов мира Мэдисон Чок и Эвана Бейтса, которые интерпретируют тему времени. Особого внимания заслуживают два момента: уникальные стартовая позиция и первая вращательная поддержка, а также платье Мэдисон, вдохновленное полотном Сальвадора Дали «Постоянство памяти».
Рассуждая о неповторимых образах и костюмах, не можем не упомянуть российский танцевальный дуэт Кириллова — Карпов, которые в произвольном танце катают под саундтрек к игре Genshin Impact в соответствующих ее главным героям костюмах. По коньку и элементам пока слабо, но вот за задумку и предприимчивость — 5 баллов!
Несмотря на отстранение российских спортсменов от выступлений на международной арене и по сути большего простора для экспериментов и хулиганства, наши фигуристы в основном продолжают придерживаться классических, а где-то даже банальных и скучных решений при постановке программ. Но и в мировой серии пока тоже без особых сюрпризов.
Разумеется, в России есть фигуристы, которые готовы представлять свежие идеи, но одним не удается реализовать их в полной мере ввиду определенных обстоятельств, как в случае с короткой программой Петра Гуменника под Rammstein, а программы других, которые должны выделяться за счет необычного выбора музыки, например русскоязычных композиций, в итоге выглядят вторично. Остается лишь надежда на то, что некоторые постановки будут «доведены до ума» по ходу сезона, и тогда оставшиеся этапы серии Гран-при откроют зрителю с новой стороны спортсменов и их программы.