Почему великая Тарасова отказалась от самых «дорогих» учеников? Они затаили на нее серьезную обиду
Танцевальный дуэт Ирина Моисеева и Андрей Миненков — первые ученики Татьяны Тарасовой, которых легендарный тренер довела от юношеского разряда до чемпионских высот. Причем попали фигуристы в группу Татьяны Анатольевны случайно: начинали Ирина и Андрей у Игоря Кабанова, а когда тому предложили работу в Спорткомитете, он передал всех своих танцоров Тарасовой.
Тарасова же в то время работала исключительно с парами и долго не хотела соглашаться на расширение. Однако Кабанов начинающего тренера убедил, порекомендовав обратить особое внимание на Моисееву/Миненкова, которые на тот момент только-только встали в пару — Ирине шел 13-й год, Андрею — 14-й.
«Они на коньках еще толком стоять не умели, правда, тренировались самозабвенно. Такие тоненькие, нежные, тихие. У Иры аж ножки подкашивались, и вся она как будто из студня состояла. Только одно было очевидно — они подходили друг другу: и по росту, и по внешним данным. Очень красивые были дети», — вспоминала Тарасова.
Начались тренировки, причем поначалу работа шла очень легко: все постановки Тарасовой ребята принимали и понимали мгновенно, к тому же в них с каждым днем все ярче и ярче проступала индивидуальность. Как позже отмечала Тарасова, именно с Моисеевой/Миненковым прошло начало ее творческой жизни, все первые задумки, которые Татьяна Анатольевна хотела показать в танцах, она осуществила тоже с ними: «Они приходили на тренировки — молодые, влюбленные друг в друга, влюбленные в жизнь, в спорт, наверное, влюбленные и в меня».
На дебютном для себя чемпионате мира фигуристы стали седьмыми, но специалистам понравились сразу, заявив о себе как о самобытной и яркой паре. Вернувшись в Союз, началась работа с настроем на большие задачи. И через два года Моисеева/Миненков сенсационно стали чемпионами мира. Путь к золоту был непростым: на завершившемся недавно ЧЕ пара стала только 4-й — их оригинальный танец под «Шербурские зонтики» был раскритикован в пух и прах. Тарасова поставила совершенно новый номер и… схватила воспаление легких. В итоге тот блюз фигуристы вычищали с хореографом Валерией Кохановской.
Фаворитами на мировое золото-1975 считались Линичук/Карпоносов, британцы Грин/Уотс и американцы Коннор/Милз. Тренировки проходили тяжело и нервно — Моисеева с Миненковым периодически ругались друг с другом. Но к соревнованиям пара собралась и выиграла свой первый чемпионский титул.
В следующем сезоне Моисеева/Миненков стали твердо второй парой мира (Пахомова/Горшков предолимпийский ЧМ пропустили из-за болезни партнера) — серебро ОИ, ЧМ, ЧЕ и общепризнанно считались фаворитами нового цикла. Их катание изменилось, у фигуристов появилась мощь и уверенность в себе. Поначалу все шло согласно прогнозам: дуэт забрал все золото сезона-1976/77. Причем начался тот сезон с драмы.
«Во время разминки на чемпионате страны на Иру налетает Андрюша Витман, катавшийся у Чайковской в паре с Зуевой. Ира падает, Андрюша валится на нее и больно ударяет ее по голове. Моисееву подводят к бортику, она приходит немного в себя и, как потом выяснилось, с сотрясением мозга катается! Я уже говорила, что она человек мужественный, умеющий терпеть боль. Пара завоевывает звание чемпионов Советского Союза.
Потом Ирину укладывают в постель, неделю она лежит не двигаясь, после чего летит со сборной в Хельсинки на чемпионат Европы. В Хельсинки во время оригинального танца Ира падает… Но произвольную программу они исполняют блестяще, и впервые Моисеева и Миненков становятся чемпионами Европы, причем конкуренции у них практически никакой», — пишет Тарасова.
После победы на ЧМ-1977 Моисеева и Миненков поженились.
К новому сезону Тарасова придумала программу под «Вестсайдскую историю» — танец с единым музыкальным сопровождением. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда это опередило время. К сожалению, не в пользу фигуристов: они катались вдохновенно и технически безупречно, но специалисты новаторство не оценили и отдали ЧМ в Оттаве Линичук/Карпоносову. Правда, виной тому поражению стала не только попытка революции — Ирина и Андрей стали часто выяснять свои отношения прямо на льду.
«Они могли выиграть, но могли и проиграть, что и случилось. В тот год дуэт Моисеева/ Миненков не выглядел абсолютно сильнейшим, это был не чемпионский дуэт. Они плохо тренировались накануне решающего старта, тратя время на выяснение, кто у них в паре главный, и совсем перестали меня понимать.
Ира и Андрей всегда занимались очень нервозно, а тут они, почувствовав себя полноправными чемпионами (в 1975 году они знали, что Пахомова и Горшков вернутся на лед), совсем распустились и стали выяснять и оспаривать правильность каждого шага, пропустив в спорах буквально месяцы тренировок. Я разными способами пыталась пресечь разгильдяйство. Наконец, обратилась к родителям, но и вмешательство родителей ни к чему не привело, они словно закусили удила», — пишет Тарасова.
Разногласия усиливались, а подстраиваться под настроения учеников у Тарасовой не было ни времени, ни сил — все-таки у нее тренировались еще семь дуэтов. Добавляла нервов и ревность: в тот момент Татьяна Анатольевна «ходила влюбленная в Бестемьянову/Букина». Отношения зашли в тупик, и за месяц до чемпионата мира-1979 в Вене Тарасова привела к ним Людмилу Пахомову. В Австрию поехали все (фигуристы взяли бронзу), после чего Татьяна Анатольевна окончательно передала своих учеников чемпионке Инсбрука.
Пахомова провела с дуэтом бронзовый олимпийский сезон (ОИ, ЧМ, ЧЕ) и тоже оставила эту работу: ссоры продолжались, тренировки проходили впустую. Взяв еще несколько медалей под руководством Натальи Дубовой, чемпионы мира решили уйти из спорта. Торжественные проводы из спорта состоялись в 1983-м — на глазах Тарасовой.
— Прощаясь с публикой, Ира ни разу не назвала моего имени, не поблагодарила за 10 лет работы с ними. Я поймала себя на мысли, что ничуть не расстроена. Пока они ничего не поняли. Не я отказалась от них, как считают они, и, наверное, не они виноваты в том, что мы расстались, как утверждаю я на этих страницах. Просто есть жизненные законы, и изменить их не дано никому.
В какой-то момент наш союз стал невозможен — кто в этом виноват? Если б они пытались вести себя по-другому, так, как хотела я, кто знает, существовал бы тогда дуэт Моисеева — Миненков, дуэт двукратных чемпионов мира? Они во всем были неповторимы, даже в том, что, добившись высшего звания, не захотели ничуть себя изменить. А без этого удержаться в лидерах невозможно.
Простилась я с ними намного раньше, чем в тот торжественный вечер, простилась по-своему. В Вене в 1979 году на последний их выход в показательных выступлениях я как обычно встала с ними вместе перед стартом на свое привычное место у борта. Они катались, а я плакала. Так мы прощались.
Если же спросить, кого из своих учеников я любила больше всех… нет, кто был дороже всех, — конечно, Ира Моисеева и Андрей Миненков.
В материале использовались цитаты Татьяны Тарасовой из книги «Красавица и чудовище»
«Рок-н-Спорт» — телеграм-канал Владимира Афанасьева. Подписывайтесь!