Поиграла в Hell is Us: мрачный экшен, в котором постоянно нужно думать

Состоялся релиз мрачного приключенческого экшена Hell is Us от студии Rogue Factor, креативным директором которой выступает Джонатан Жак-Белльтет, известный своим участием в работе над Deus Ex: Human Revolution, Deus Ex: Mankind Divided и Marvel's Guardians of the Galaxy. Автор Sport24 и заядлый геймер Полина Прощаева поиграла в новый проект от известного художественного руководителя и делится своими впечатлениями.
Веселый способ впасть в депрессию

Hell is Us — это та самая игра, название которой говорит само за себя. История переносит пользователей в вымышленную страну Хадею, охваченную гражданской войной на почве религии и разрухой, превратившими некогда процветающие земли в настоящий ад на земле. Вместе с этим в самый неподходящий момент объявились загадочные и жуткие существа, которых не берет ни одна пуля. Мы же в этой истории — самый обычный человек, потерявший родителей из-за происходящих столкновений. Реми возвращается в родные края, чтобы узнать о судьбе своих родителей и впоследствии раскрыть все тайны прошлого.

Во всей этой истории сталкиваются две совершенно разные атмосферы. С одной стороны, мы видим фантастический мир, наполненный множеством непростых секретов, спрятанных под слоем веков, и жутких существ, потревоженных людьми. С другой — это мрачная и очень реалистичная история, в которой игроков погружают в ужасающие последствия войны. Повсюду здесь разбомбленные дома, трупы и раненые гражданские, с каждым из которых можно пообщаться и узнать по крупице о происходящих событиях. Одни пришли в город, чтобы помочь избавиться от давних идеологических противников, другие — никак не могут уехать, а третьи — потеряли свою семью в ходе боевых действий. Когда слушаешь все эти рассказы с совершенно разными и в основном трагичными историями, становится одновременно страшно и невыносимо тоскливо. Больше всего по атмосфере Hell is Us походит на This War of Mine — те же горе, разрушения и смерть повсюду.

Есть и некоторые заявки на хоррор. Сделать его попытались через звуки, но вышло не совсем удачно. Некоторые монстры прячутся за углом и пугают резким появлением, но в основном при приближении к ним появляется нагнетающий эффект, становящийся все громче. Этот элемент вообще не нагоняет жути и очень быстро надоедает, так как враги здесь находятся практически везде, а вместе с ними появляется и эта музыка. А вот что действительно может напугать, так это анимация после смерти героя. Особенно когда это происходит в первый раз — от неожиданности можно подпрыгнуть на стуле.
Игра, которая пытается быть всем сразу
Этот проект объединил в себе сразу несколько жанров, и основные среди них — детектив, головоломка и некоторые элементы соулслайка. И как ни странно, они прекрасно сочетаются. Основная задача героя — выяснить, где находятся его родители и живы ли они. Для этого Реми общается с людьми вокруг, ищет зацепки и проводит самое настоящее расследование. При этом у героя полностью отсутствует навигация и система квестов. Все секреты, спрятанные в игре, пользователь должен находить самостоятельно, узнавая из разговоров с персонажами ориентиры и получая нужные предметы. Также многим из героев можно помочь тем или иным способом, но напрямую почти никто из них ни о чем не просит, а лишь намекает на то, что им нужно. Все это вынуждает внимательно следить за каждым разговором, а при нахождении какого-то предмета вспоминать — кто и когда говорил о чем-то подобном.

Разнообразие задач и нахождение секретов подталкивают изучать окружающий мир. Периодически это становится настоящей проблемой, ведь навигации, за исключением компаса в кармане, здесь нет, а некоторые локации очень плохо читаются. Однако это затруднение относится не ко всем местам. В игре представлено несколько больших локаций, и одна из первых среди них — болото. Ориентироваться на нем очень трудно, ведь вокруг игрока только однообразная грязь, вода и разбитая техника. Но стоит лишь продвинуться дальше — и мы попадаем в локации с совершенно другим, очень ярким окружением, например на цветочную поляну у озера. После этого становится ясно, что запутанными топи сделали намеренно — мы ведь играем за обычного человека, а не специалиста, который умеет выживать в самых разных условиях. Сам же дизайн локаций очень разнообразный, и каждая территория ощутимо отличается от другой: в одном месте сырость и серость, в другом — водопады и загадочные монументы, возвышающиеся над холмами, а в третьем — дым и пепел.

По ходу путешествия по миру в самых разных его уголках встречаются многочисленные загадки. И это не такие секреты, в которых нужно вставить лежащий на соседнем столе ключ в замок, а самые настоящие головоломки, которые периодически могут заставить игрока усомниться в собственных умственных способностях. Загадки здесь сделаны в духе Syberia и других игр «старой школы», где вопросы и ответы для них скрыты по всему миру, и для того, чтобы догадаться о решении, нужно читать все записки, внимательно слушать все, что говорят персонажи, и искать подсказки в окружении. Например, в одной из головоломок необходимо найти зацепку, намекающую на использование компаса, и с его помощью определить порядок активации элементов окружения. Другие же секреты можно получить, если найти подходящий для них предмет, но будьте готовы к тому, что на видном месте здесь ничего не спрятано. Более того, многие тайны сразу раскрыть не получится, поэтому придется запоминать, где была та или иная загадка, и даже по старинке выписывать себе подсказки или фотографировать экран. Вообще, эта игра постоянно подталкивает к вниманию и использованию собственных ощущений. Если вам вдруг кажется, что именно здесь что-то спрятано, то, скорее всего, так и есть.

Несмотря на огромное количество возможностей для изучения мира, изучение осложняется огромным количеством врагов повсюду. В игре представлено всего пять разновидностей монстров, и каждый из них может использовать один из четырех знаков: гнев, страх, радость или горе. В дальнейшем появляются существа, сочетающие в себе сразу несколько сфер, или группа чудовищ, привязанная к одной, но даже так выглядит все это довольно бедновато. И хотя противники здесь довольно однообразные, больше всего в них расстраивает то, что используемая ими стихия не влияет вообще ни на что, кроме цвета. Зато выбор знака имеет большое значение для самого игрока.
Когда-то давно четыре народа жили в мире…
Все сражения с пустотелыми монстрами завязаны на использовании особого оружия. Существ, с которыми сталкивается главный герой, нельзя убить обычным пистолетом или ножом. Именно поэтому Реми использует специальное оружие, которое способно ранить чудовищ. Причем в этом плане игра тоже сохраняет заявленную «обычность» героя. Этот парень — не спецагент, не супергерой и даже не великий избранный. Он обычный человек, который не имеет ни малейшего понятия о том, с какой угрозой столкнулся и как правильно пользоваться новыми мечами и топорами. Для этого герою тоже приходится общаться с персонажами вокруг и выяснять все нюансы, чтобы улучшить оружие и наложить на него дополнительные эффекты. А эти бонусы как раз и привязаны к знакам.

По большому счету все эти знаки имеют наибольшее значение в сюжете, нежели в геймплее. Про них интересно читать и узнавать из выбитых на стенах символов, но возможности увидеть, как эти стихии сталкиваются, на деле нет. То же касается и изучения мира: на нем завязана большая часть геймплея и непрекращающиеся сражения с чудовищами кажутся здесь не очень уместными.
Потраченного времени не жаль
Какие выводы можно сделать из всего сказанного? Hell is Us — это очень красивая игра с огромным миром и сложными загадками, которые действительно хочется искать и изучать. Здесь есть простор для исследования окружения, общения с персонажами, встречающимися на пути, и чрезмерно большое количество сражений. Их проблема не в сложности, а просто в ненужности. Эта игра — про решение головоломок, поиск тайн прошлого и расследование, поэтому чуть большее разнообразие в противниках и уменьшение их количества пришлось бы как раз кстати. В остальном же мир выглядит довольно любопытным и быстро затягивает в бесконечное переплетение судеб людей и столкновение разных взглядов и целей.
Сюжет | 10 |
Геймплей | 8 |
Визуал | 9 |
Саунд дизайн | 7 |
8 | 9 |
Релиз игры состоялся на ПК в Steam, PlayStation 5 и Xbox Series. Игра переведена на русский язык и доступна для покупки из России.