Теперь понятно, почему в СССР этот грузовик называли так странно: откуда взялся загадочный «Чебурашка»

В истории советской техники хватало машин, в существование которых трудно поверить: легендарные «овцебыки», дома на колесах, необычные лесовозы… И в этот список смело можно добавить один странноватый грузовик ЗИЛ, который в народе окрестили «Чебурашкой».
В свое время о нем слагали легенды. Кто-то считал, что это новый броневик, кто-то — что он возит спецгруппу КГБ по секретным тоннелям под Москвой. А на деле все оказалось гораздо прозаичнее — и в то же время гораздо интереснее.
Когда топливо приходилось везти за собой
Правительственные лимузины, которые испытывали по всей стране, работали на бензине А-72. В обычных автозаправках он не встречался, поэтому за ними всегда следовал грузовик с канистрами. Проблема была в том, что стандартный ЗИС-150 не успевал за лимузинами — разница в скорости была слишком велика.
Инженеры решили сделать особую машину: взяли шасси от бронированного ЗИС-115, установили кабину от грузовика ЗИС-157 и поставили восьмицилиндровый двигатель на 140 л. с. Получился грузовик, который мог везти полторы тонны и при этом разгоняться до 120 км/ч — показатели, которых тогда от «рабочей лошадки» никто не ждал.
Второе поколение — еще мощнее
До конца 70-х эта машина верой и правдой служила на заводе, а потом инженеры решили создать новую версию. На этот раз за основу взяли лимузин ЗИЛ-114 и кабину от ЗИЛ-133ГЯ. Мотор мощностью 300 л. с. разгонял грузовик уже до 170 км/ч — уровень, о котором обычные грузовики и мечтать не могли.
Зачем «Чебурашке» такое имя
Официально модель называлась ЗИЛ-113Г, но на заводе прижилось прозвище «Чебурашка». Его происхождение до конца не ясно. По одной из версий, машину с непропорционально маленькими колесами и большой кабиной сравнили с мультяшным героем с крупной головой и смешными ушами. По другой — имя появилось из-за «самодельного» характера разработки: машину собирали без строгих чертежей, в экспериментальном цехе, а внешность и поведение на дороге были, мягко говоря, нестандартными.
Последние скоростные грузовики
В начале 80-х сделали еще два экземпляра третьего поколения на базе лимузина ЗИЛ-4104. Мощность выросла до 315 л. с., кабину поставили от ЗИЛ-131, а салон сохранил комфорт представительского автомобиля.
Всего, по разным данным, было построено от четырех до пяти «Чебурашек». Серийного производства не планировалось, хотя в начале 90-х, на волне спроса на малотоннажные грузовики, такие мысли у завода появлялись.
Закат легенды
До наших дней ни один «Чебурашка» не сохранился. Последние упоминания относятся к середине 2000-х, когда одна машина еще стояла на территории ЗИЛа. Сегодня о них напоминают лишь редкие фотографии.
Сегодня про эти машины знают в основном автолюбители и историки техники. Но в свое время «Чебурашка» стал уникальным примером того, как в СССР могли создать грузовик, который сочетал в себе и выносливость, и скорость, недоступную большинству его собратьев.